Мне близки
слова древних
гностиков
о том
, что познающий призван
отождествиться
с познаваемым
.
По-настоящему
понять кого-то —
значит, хотя бы отчасти,
стать им
археологические подтверждения не по-
могут признать правду.
БДМ:
Какова роль древних языков
в мировой культуре?
Древние языки — хранилище пер-
восмыслов, они — драгоценные сосу-
ды духа. В них — главные метафоры
метаязыка человечества. Известно,
что ни одно изречение до конца и пол-
ностью не переводимо. Потому что
звук и смысл порой настолько взаи-
мосвязаны, что их разлучить нельзя.
Особенно это относится к сакраль-
ным и классическим текстам. Вот по-
чему древние языки продолжают не-
зримо обогащать и питать новые.
БДМ:
Ваши книги, посвящённые Биб-
лии, не только анализируют тексты,
но повествуют об истории и людях
в ней. Как вы восстанавливаете кар-
тину древнего бытия и тогдашнюю
человеческую природу?
Исторические факты оживают,
приобщаясь к жизни нашей души.
Мне близки слова древних гности-
ков о том, что познающий призван
отождествиться с познаваемым. По-
настоящему понять кого-то— значит,
хотя бы отчасти, стать им. Полагаю,
что «отстранённое» изложение исто-
рии воспринимается читателем со-
всем иначе, чем «причастное»—когда
автор находится в близкой эмоцио-
нальной связи с тем веком и с теми
людьми, о которых говорит. Ведь чи-
тателю передаётся не только мысль
автора, но и его душевный настрой.
Контакт с читателем через художе-
ственный текст — всегда взаимодей-
ствие между душами. Только «будучи
там» —переносясь в реальность, о ко-
торой пишет, — автор может пригла-
сить, завлечь туда других.
БДМ:
О чём говорит человечеству эта
Книга? Что особенного начинают
понимать люди, всерьёз прикоснув-
шиеся к ней?
Библия говорит и о Боге как о Выс-
шем Смысле, и о всецелой осмыслен-
ности нашей жизни: «Мудрость ра-
зумного — знание пути своего…»
(Прит. 14:8). Внимающий библейско-
му слову начинает осознавать и цель,
и особенности именно своей земной
стези. К тому же, приобщаясь к Писа-
нию, ощущаешь единство со всем че-
ловеческим родом — с этими бесчис-
ленными поколениями и именами,
от Адама до Иисуса и Его учеников.
Каждый из них отражается в тебе,
и в каждом ты узнаешь себя — какую-
то часть своей личности и судьбы.
Ты воспринимаешь себя в огромном
сообществе душ, предстоящих перед
Отцом. И появляется ответствен-
ность за каждого собрата по жизни.
БДМ:
Сильно ли изменилась натура
человека с древних времён до на-
ших дней?
Полагаю, природа человека как та-
ковая мало изменилась. Авель и Каин,
«сыны света» и «сыны тьмы» — как
в древности, так и ныне — обитают на
Земле. Меняется ли их соотношение?
Вопрос большой… Настоящие пере-
мены происходят в отдельном чело-
веке по мере его умственного и нрав-
ственного преображения.
БДМ:
Можно ли назвать ряд ключе-
вых точек в истории, которые слу-
жили поворотным пунктом в пере-
мене мировоззрения и психологии
человечества? С чем подобные
перемены больше связаны — с ду-
ховным ростом, научно-технически-
ми свершениями (например, изо-
бретением колеса или созданием
вакцины от оспы), великими геогра-
фическими открытиями?
Для меня несомненно, что истинно
важное и великое происходит только
в области духа. Таковы моменты воз-
никновения великих учений — как
авраамических религий, так и иных
гениальных мировоззрений Востока
и Запада: индуизма, зороастризма,
конфуцианства, греческой филосо-
фии. За обновлением мысли и веры
следует и грандиозный расцвет слова,
музыки, изобразительного искусства.
Достаточно вспомнить христианскую
архитектуру и иконопись, великую
поэзию суфиев. Что же касается от-
крытий «вширь и вглубь» материаль-
ного мира, то их влияния и на душу,
и на историю всегда неоднозначны.
Великие географические открытия
привели в числе прочего к порабоще-
нию и истреблению целых народов.
Прогресс в технике открыл двери для
одновременного убиения множества
людей… Если хищник из души не из-
гнан, если она закрыта для вышнего
света, не приемлет любви, одним сло-
вом — не спасена, то как и чем помо-
гут ей чисто внешние, материально-
технические усовершенствования?
БДМ:
Существует ли связь между
историей и мистикой? Как, по-
вашему, в какой момент одно сопри-
касается с другим?
Уверен, что история, и в целом
и в частностях, глубоко мистична. Со-
крытый взор Божественного Прови-
дения сопровождает и главнейшие её
события, и течение жизни каждого из
нас. В некоторые моменты, особенно
при наказании нечестивых, Его при-
сутствие становится почти видимым.
Яркий пример последнего, на мой
взгляд, — крах Третьего рейха… Су-
ществует своего рода рационализация
истории, когда понимание событий
подгоняется под некую схему тоталь-
ной их «объяснимости». В последние
десятилетия стали общедоступны
исследования криптологов — в них
ОКТЯБРЬ 2014
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
95
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ:
ГЕОГРАФИЯ ДУШИ