Стр. 57 - BDM_2014-11

Упрощенная HTML-версия

а именно — доля импорта на рынке,
мне представляется очень грубым и по
большому счёту неверным показате-
лем. Его нельзя использовать в совре-
менном мире, где очень существенно
мировое разделение труда и у каждой
страны определилась специализация.
Доля импорта может вообще ни о чём
не говорить, это показатель из середи-
ны прошлого века (если нет вопросов
безопасности).
В качестве критерия нужно ис-
пользовать относительные показа-
тели. Подходы, например, связанные
с анализом выявленных преимуществ
торговли, когда сравнивается отрас-
левая структура экспорта и импорта
конкретной страны со среднемиро-
вым уровнем или уровнем целевой
группы стран. Например, для Рос-
сии — это развитые страны. Такой
индекс сразу показывает, насколько
мы отклоняемся от тренда общеми-
рового или от развитых стран.
Если оценивать по такому индексу,
выясняется очень много интересного.
Например, текстильное производство
у нас принято называть отсталым: мол,
нужно что-то делать, развивать лёгкую
промышленность. Это не вполне вер-
ная позиция. В сложившейся практи-
ке мирового разделения труда на этом
производстве сейчас специализируют-
ся отсталые страны Юго-Восточной
Азии. Даже Китай начинает «отпол-
зать» потихоньку из этой ниши, пере-
давая производство ещё менее разви-
тым странам типа Бангладеш. Имногие
развитые страны имеют долю импорта
текстиля приблизительно такую же,
как и у нас. За исключением некоторых
европейских стран, которые специали-
зируются на дорогой одежде (именно
на одежде, в текстильном производстве
никто из них не специализируется).
Второй похожий пример — про-
изводство компонентов по радио-
электронике. Сейчас это удел относи-
тельно более высокоразвитых стран
Юго-Восточной Азии: Таиланда,
Тайваня, Китая. Очень многие раз-
витые страны не занимаются таким
производством и прекрасно себя чув-
ствуют, импортируя эту продукцию.
В этом производстве есть ниши, от-
носительно которых возникает во-
прос о критических технологиях, —
те же микросхемы «высокой сборки».
Но если говорить о ширпотребе, об
относительно простых радиодеталях
гражданского назначения, то давным-
давно никакой нужды в собственном
производстве этих компонентов нет.
Ну а после отраслевой оценки по
таким критериям появляется целый
комплекс вопросов, связанных с мас-
штабами рынка, с динамикой каждой
конкретной отрасли. Очень важный
момент — оценка компетенций наших
компаний на этих рынках: есть ли там
в принципе хоть какие-то предпри-
ятия, которые развиваются, растут
и могут дальше заниматься импорто-
замещением. Потому что если сектор
настолько отсталый, что там полторы
компании, которые загибаются и не по-
нимают, как жить дальше, то, понятно,
в этом секторе ловить нечего (или, по
крайней мере, развивать там что-то
нужно с нуля, это важно понимать).
Нужны компании, хотя бы две в сек-
торе, которые находят бизнес-ходы,
позволяющие развиваться в тех усло-
виях, которые сложились. И вот если
им начать помогать — не просто тупо
давая деньги, а снимая барьеры для
развития, то, может быть, какой-то ре-
зультат и появится.
БДМ:
В каких отраслях российской
экономики процессы импортоза-
мещения могут пойти более легко,
в каких — со скрипом?
Машиностроение — это наша боль
последних 25 лет. Там действительно
очень велика зависимость от импорта.
И этот сектор нужно безусловно раз-
вивать, потому что здесь и высокотех-
нологичное производство, и мощный
спрос внутреннего рынка, и высокая
добавленная стоимость. Важно, что во
многих сегментах процессыимпортоза-
мещения уже идут — в ряде случаев не
идеально, со скрипом. Но главное, что
они могут идти, потому что есть компа-
нии, с которыми можно разговаривать
о чём-то. Даже в станкостроении, ко-
торое все годы загибалось и где зави-
симость от импорта почти абсолютная,
есть такая компания, как «Интерскол»,
ОТРАСЛИ С ВЫСОКОЙ ПРИОРИТЕТНОСТЬЮ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ
Машины
и оборудование,
транспортные
средства
Машины и оборудование для металлургии
Машиныи оборудование для пищевой промыш-
ленности
Машины и оборудование для сельского и лесно-
го хозяйства
Бытовые приборы
Станки
Машины и оборудование для добычи полезных
ископаемых и строительства
Локомотивы
Подъёмно-транспортное оборудование
Насосы, гидросистемы, трубопроводная арма-
тура
Автомобили, прицепы и полуприцепы
Электрические машины и электрооборудование
Продукты
питания
Мясо и мясопродукты
Консервированные фрукты и овощи
Напитки
Продукция
химического
комплекса
Краски и лаки
Фармацевтическая продукция
Моющие, чистящие и полирующие средства
Изделия из резины и пластмасс
Непродовольственные
товары повседневного
спроса
Обувь
Мебель, игрушки, спорттовары, ювелирные из-
делия и др.
Источник:
ЦМАКП.
НОЯБРЬ 2014
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
57
АНАЛИЗ:
МАКРОЭКОНОМИКА