которая без какой-либо поддержки на-
шла модель существования и за послед-
ние несколько лет более чемна порядок
увеличила объёмы своего производ-
ства. В этом смысле интересен и опыт
совместного предприятия «Ковосвит»:
россияне там начинали с импорта, как
торговая компания, но, изучив рынок,
стали развивать закупки с какой-то
минимальной доводкой импортных
станков, потом со всё большей локали-
зацией собственных компонентов. Да,
они сильно сидят на импорте комплек-
тующих, тем не менее у них есть соб-
ственное развивающееся производство.
В химическом комплексе (включая
производство резиновых и пластмас-
совых изделий) процессы импорто-
замещения идут со второй половины
2000-х годов. Там потенциал импорто-
замещения есть, рынок растёт, и ком-
пании растут вместе с ним. Благо
и сырьевая база есть, и новые произ-
водства давно открываются. Главное
там, может быть, просто не мешать.
Сегмент непродовольственных то-
варов повседневного спроса — слож-
ный, здесь очень высока конкуренция
со странамиЮго-ВосточнойАзии. Уот-
дельных компаний в этом сегменте есть
успех, но не знаю, насколько его можно
тиражировать в масштабах отрасли.
В сегменте продуктов питания
процессы импортозамещения неплохо
шли и до санкций, но в инерционном
режиме. На тот момент темпов было
достаточно. Сейчас вопрос актуали-
зировался. Но более интенсивное раз-
витие сдерживает сельскохозяйствен-
ная база. Многие вещи нельзя сделать
быстро. Если, например, проект по
курице можно реализовать, утрируя,
в течение года, то свинину можно по-
лучить лишь через два–три года, говя-
дину—через четыре–пять лет. И уско-
рить процесс невозможно.
БДМ:
Оцените потенциал импортоза-
мещения с точки зрения наличеству-
ющих производственных мощностей.
С этим у нас совсем нехорошо.
В каких-то сегментах — в пищёвке,
в химии — есть небольшие свободные
мощности. А в большинстве остальных
отраслей—затык, причём именно с но-
выми, конкурентоспособными мощно-
стями. И всё это требует инвестиций.
Минимум—от года, а на самом деле—
от двух–трёх лет. А если говорить
о каких-то базовых крупнотоннажных
производствах, то и более «длинных».
И до начала нынешнего кризиса мы
ожидали, что следующая фаза эконо-
мического развития станет инвестици-
онной, — Россия была инвестиционно
привлекательной страной. Но собы-
тия последнего года подкашивают эти
планы. Бума инвестиций ожидать уже
сложно. Остаётся надеяться, что не-
кая полустагнация-полурост хотя бы
сохранится. К стимулированию инве-
стиций должно подключиться госу-
дарство. Нужно развивать проектное
финансирование, активизировать
практику субсидирования процент-
ных ставок, которые в последнее время
существенно выросли.
БДМ:
Какова цена вопроса импорто-
замещения — по срокам, по объёмам
инвестиций?
Быстро всё не сделается. Будем на-
деяться, что хоть как-то процесс за-
пустится.
По поводу госинвестиций—вопрос
сложный. Понятно, что у государства
сейчас денег немного: цена на нефть па-
дает, с доходами не очень, но при этом
есть большая часть социальных расхо-
дов, которые надо поддерживать. Идёт
постоянный поиск — на чём бы ещё
сэкономить, какие расходы зарубить.
В этой ситуации вопрос эффектив-
ности госинвестиций — ключевой,
потому что имеет прямое отношение
к объёмам финансирования. Если на-
чать тупо зарывать деньги в землю,
то можно зарыть любое количество.
Это не вопрос. И в этом смысле сей-
час даже к инфраструктурным проек-
там надо подходить очень осторожно,
потому что это крайне долгосрочные
проекты, которые непонятно когда
отобьют себя. Если запускать такие
проекты, то только в целях «расшив-
ки» каких-то критически узких мест.
Сейчас гораздо более важна с точ-
ки зрения среднесрочной перспективы
не инфраструктура. Актуаленреальный
сектор, именно тщательно отобранные
промышленные проекты с большим
мультипликатором нужно поддер-
живать через механизмы проектного
финансирования, субсидирования
процентной ставки. При этом тщатель-
ность отбора не должна зашкаливать за
разумные требования. Не секрет, что
многие инструменты господдержки
оказывались невостребованными со
стороны предприятий именно потому,
что подразумевали сбор тонн докумен-
тов. Претендентовна госпомощь просто
замордовывали проверками. Многие
предпочитали не связываться.
И в этом плане есть большой
смысл расформализовать — в разум-
ных пределах — критерии отбора.
По аналогии с кредитными истори-
ями граждан. Ведь многие предпри-
ятия накопили десятилетние истории
своего развития, доказали эффектив-
ность своих бизнес-моделей. И если
компания в течение долгого времени
расширяла свой бизнес, увеличивала
выручку, эффективность, то явно есть
высокая вероятность того, что пред-
ложенный ею инвестпроект — толко-
вый и выверенный. Таким компаниям
надо давать поддержку не то чтобы не
глядя, но— точно не усердствуя с про-
верками. Подчеркну: я всецело за кон-
троль, но контроль с минимальными
издержками, а критерий эффективно-
сти — один из важнейших.
БДМ:
О каких суммах господдержки
может идти речь?
В идеале в ближайшие пару лет
требуется дополнительно не менее
триллиона рублей ежегодных инве-
стиций в основной капитал. Не все
из них — за счёт государства. Так,
в 2013 году доля госучастия составила
около 20%. Если следовать этой про-
порции, потребуется около 200 милли-
ардов рублей ежегодных госинвести-
ций. Причём не обязательно в виде
прямых вливаний. Можно активно
применять и косвенные инструменты.
Беседовала
Марина ТАЛЬСКАЯ
58
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
НОЯБРЬ 2014
АНАЛИЗ:
МАКРОЭКОНОМИКА