Стр. 65 - BDM_2014-11

Упрощенная HTML-версия

исламские транзакции давно стали
привычным элементом бизнеса для
крупнейших западных финансовых
институтов. «Эйч-эс-би-си», «Сити»,
«Чейз», «Дойче», «Би-эн-пи» прово-
дят такие сделки с середины 90-х го-
дов прошлого столетия. Разумеется,
выходя на этот рынок, они руковод-
ствовались чисто коммерческими со-
ображениями, что, кстати, наложило
свой отпечаток на характер развития
исламской финансовой отрасли.
Подчеркнём, что в исламской эко-
номической модели прибыль рассма-
тривается как нормальная цель дело-
вого предприятия, однако модель эта
и шире, и глубже.
Традиционное представление об
исламской финансовой деятельности
сводится к запрету на использова-
ние ссудного процента. Это верно, но
лишь отчасти. Сам этот запрет связан
с тем, что исламская религиозная и,
следуя за ней, экономическая парадиг-
ма сохранили исторически первичное
представление о деньгах как о техни-
ческом инструменте, обслуживающем
товарообмен и некоторые другие сфе-
ры человеческих отношений. Наличие
собственной, внутренней стоимости
у денег не признавалось. Как известно,
большую часть современной европей-
ской истории — если считать её нача-
лом зарождение христианства — ссуд-
ный процент был под формальным
запретом по всему Старому Свету.
Только в середине XVII века под влия-
нием взглядов Ж. Кальвина в странах
победившей реформации стала скла-
дываться атмосфера его всеобщего
приятия. Но даже в протестантской
Англии ещё в XIX веке принимали
«антипроцентные» законы.
С точки зрения исламского учения
прибыль не может возникать просто
от отдачи денег в рост. Она признаёт-
ся «законной» лишь тогда, когда в ре-
зультате сделки создана добавленная
ценность, возникла новая полезность
(utility), умножено общественное бо-
гатство. Соответственно, в центре
исламской банковской операции — не
деньги, а товар, реальный актив или
услуга. Впрочем, исламский финан-
совый институт может авансировать
клиента непосредственно деньгами.
Однако они должны использоваться
как капитал делового предприятия,
реализуемого клиентом на основании
контракта, схожего с доверительным
управлением, или в рамках партнёр-
ских отношений (совместного пред-
приятия). Вообще говоря, именно
участие в капитале и принятие бан-
ком (равно как и его «заёмщиком»)
всех инвестиционных рисков, так на-
зываемый раздел прибыли и убытков
(profit and loss sharing), представляет
собой идеальную модель исламского
финансового (и не только) бизнеса.
Хотя оговоримся, что по ряду при-
чин, которые мы не станем разбирать,
реальность и идеал сегодня совпадают
не во всём.
РЕАЛЬНОСТЬ, ДАННАЯ
В ОЩУЩЕНИЯХ
Так или иначе, исламский — так же
как и обычный (conventional, в меж-
дународном определении) — банк,
выполняет традиционные функции
финансового посредника. Он предо-
ставляет транзакционные услуги,
принимает депозиты и финансирует
материальные запросы домохозяйств,
бизнеса и государства.
Особенность депозита в ИФИ
в том, что он должен представлять со-
бой не вкладной, а инвестиционный
инструмент со всеми вытекающими
отсюда рисками для клиента. Однако
менеджмент исламских банков доста-
точно рано ощутил, что реалии рын-
ка, на котором их институты остаются
нишевыми игроками, требуют более
гибкого подхода. Ответом стали име-
ющие религиозно-правовое обоснова-
ние механизмы, фактически сводящие
эти риски к нулю. В частности, созда-
ются специальные резервы, выплаты
из которых нивелируют возможные
отклонения доходности исламских
депозитов от прогнозного значения.
Ещё одним способом защиты потре-
бителя финансовых услуг являют-
ся исламские системы страхования
вкладов. В силу известной сложности
организации их функционирования
они пока не очень распространены.
Однако ключевым является то, что
такой способ компенсации возмож-
ных потерь вкладчика-инвестора счи-
тается принципиально допустимым:
он снижает системный риск, то есть
защищает коллективный, обществен-
ный интерес. А защита общественного
интереса — одна из важнейших задач
с точки зрения доктрины ислама.
Что касается активных операций
исламского банка, то и здесь для кли-
ента в техническом плане привыч-
ного больше, нежели необычного. За
традиционной для отрасли арабской
терминологией скрываются такие со-
ставляющие базовой линейки услуг
ИФИ, как жилищная и коммерческая
ипотека; финансирование покупки
автомобилей, бытовой электроники,
туристических услуг; лизинг промыш-
ленного и иного оборудования или
финансирование его изготовления;
аккредитивы; кредитные карты и т.д.
Неслучайно пользователями ис-
ламских финансовых услуг часто ста-
новятся отнюдь не мусульмане. Такие
потребители или разделяют этиче-
ские принципы ИФИ, или, что бывает
чаще, ориентируются на такие пара-
метры, как цена, надёжность, разно-
образие и качество услуг. К примеру,
в Малайзии, по данным «Прайсуотер-
хаус куперс», большинство клиентов
исламских банков — местные этниче-
ские китайцы.
Исламские
транзакции давно,
ещё с середины
1990-х годов
стали
привычным
элементом
бизнеса для крупнейших
западных
финансовых
институтов
НОЯБРЬ 2014
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
65
АНАЛИЗ