Для самих банков технические от-
личия исламского бизнеса от обыч-
ного проявляются сильнее и рас-
пространяются на многие аспекты
их деятельности: от бухгалтерского
учёта до управления рисками и кор-
поративного управления. Соответ-
ственно, в тех странах, где отсутству-
ет нормативная база регулирования
ИФИ, этим институтам необходимо
соблюдать как действующее законода-
тельство (которое, разумеется, имеет
приоритет), так и принципы, прави-
ла и стандарты, делающие исламский
банк исламским.
Для примера можно рассмотреть
один из типов совершаемых им опе-
раций.
Основной способ размещения
средств для ИФИ сегодня — контрак-
ты долгового типа, преимущественно
так называемая мурабаха. Долг, в том
числе денежный, не является чем-то
«неисламским», если он возникает
в силу отсроченной оплаты или по-
ставки реального актива. Мурабаха
представляет собой торговую тран-
закцию, когда финансовый институт
не снабжает «заёмщика» деньгами,
а приобретает необходимое тому иму-
щество за свой счёт и продаёт его «за-
ёмщику» с соблюдением ряда условий.
Понятно, что когда одна сторона не-
сёт некие расходы в интересах другой
стороны, до окончательной компен-
сации этих расходов вторая сторона
является должником по отношению
к первой. Доход банка формируется
за счёт того, что к сумме компенсации
добавляется надбавка за услугу.
Банк приобретает товар на себя,
и тот остаётся в его собственности до
подписания с клиентом акта сдачи-
приёмки. Поскольку цена, по кото-
рой товар приобретается клиентом,
заранее согласована, а торговая над-
бавка определяется в процентах от
этой фиксированной цены, банк ри-
скует недополучить прибыль, если за
время между заключением договора
с «заёмщиком» и закупкой товара бан-
ком цена на такие товары поднимется.
Само собой, что при обратном дви-
жении цен внакладе остаётся клиент.
Наличие в сделке вероятности таких
вменённых издержек является необ-
ходимым условием её исламско-пра-
вовой допустимости. Помимо данно-
го риска, банк несёт риск утраты или
порчи товара при транспортировке,
хранении и т.д. Если вины клиента
в потере имущества нет, банк должен
восстановить статус-кво за свой счёт
(ввиду чего ИФИ выработали сред-
ства минимизации данных рисков).
Следствием более сложной струк-
туры сделки также могут становить-
ся более высокие транзакционные
издержки. Впрочем, многочисленные
сравнительные исследования ИФИ
и обычных институтов свидетель-
ствуют, что их доходность и эффек-
тивность в общем и целом сопоста-
вимы. При этом исламские банки,
безусловно, превосходят традици-
онные с точки зрения устойчивости
к рискам, порождаемым сделками,
которые обрушили во второй по-
ловине нулевых глобальные рынки.
Религиозно-этические постулаты не
допускают проведения этими банка-
ми таких сделок. Конечно, ИФИ не
обладают абсолютным иммунитетом
к обесценению балансовых статей
вообще. Но рыночные риски, со-
пряжённые с реальными активами,
в отличие от рисков деривативов,
гораздо очевиднее и много проще
поддаются обсчёту и управлению. Ра-
зумеется, при условии достаточного
профессионализма банков и органов
государственного регулирования.
О РЕГУЛИРОВАНИИ
Стоит остановиться на этом предмете
особо, рассмотрев в качестве примера
опыт Великобритании.
Отцом-основателем исламской фи-
нансовой индустрии в Соединённом
Королевстве можно назвать управля-
ющего Банка Англии с 1993 по 2003
год Эдварда Джорджа. В середине
1990-х в его официальных выступле-
ниях стала время от времени прово-
диться мысль о том, что Лондон имеет
хорошие позиции для того, чтобы на-
чать играть заметную роль в области
исламских финансов. В то же время,
по собственному признанию, «непо-
колебимый Эдди», как его окрестила
«Файнэншл Таймс», никогда не забы-
вал о необходимости обеспечить рав-
ный доступ к финансовым услугам
тем подданным её величества, кото-
рые по религиозным соображениями
избегали процентных транзакций.
Лёд тронулся в 2000 году. Банк
Англии инициировал создание рабо-
чей группы, в которую также вошли
сотрудники Казначейства, Управле-
ния финансовых услуг, ряда ведущих
банков, юристы, представители му-
сульманской общины. Организацион-
ные формы, в которых в дальнейшем
велась работа, отчасти менялись, но
общее направление оставалось преж-
ним. В результате между 2003 и 2010
годами была создана нормативно-
правовая база, сделавшая возможным
оказание наиболее востребованных
исламских финансовых услуг, прежде
всего по жилищному и потребитель-
скому финансированию, а также вы-
пуск «исламских облигаций» (сукуков)
и их включение в портфели паевых
инвестиционных фондов. Как сказал
имам одной из лондонских мечетей,
это позволило последователям исла-
ма в Соединённом Королевстве быть
большими мусульманами и в то же
время большими британцами. К слову
заметим, что в соответствующих актах
парламента слова «ислам», «шариат»
или их производные отсутствуют, их
Традиционное
представление
об исламской
финансовой
деятельности
сводится к запрету
на использование
ссудного процента
.
Это верно
, но лишь отчасти
66
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
НОЯБРЬ 2014
АНАЛИЗ