Стр. 67 - BDM_2014-11

Упрощенная HTML-версия

заменяет слово «альтернативный».
Однако в рабочих и публичных доку-
ментах правительственных ведомств
они, не вызывая ни у кого оторопи,
употребляются широко и свободно.
Следует оговориться, что ислам-
ские финансовые услуги свободно
предлагали в Англии и до перечис-
ленных новаций. Однако пользование
ими было существенно более дорогим
способом решения материальных про-
блем из-за двойного налогообложения
сделок. Это в особенности касалось
ипотеки, когда гербовый сбор уплачи-
вался сначала банком при приобрете-
нии объекта недвижимости (и, есте-
ственно, перекладывался на клиента),
а затем самим клиентом при переходе
к нему права собственности на объект.
Теперь это неравенство устранено.
Показательно, что формирование
одинаковых «правил игры» для потре-
бителей исламских и традиционных
финансовых продуктов продолжается.
Так, в середине сентября правитель-
ство подвело итоги общественного
обсуждения исламской схемы финан-
сирования учёбы в вузе в рамках си-
стемы студенческих займов. Сегодня
из-за полуторакратного роста цены
обучения возможность оплачивать его
за счёт семьи или общины оказалась
подорванной, а традиционные займы
являются неприемлемыми по религи-
озным соображениям. Ожидается, что
новый порядок предоставит британ-
цам, исповедующим ислам, более ши-
рокий доступ к высшему образованию.
Таким образом, твёрдо соблюдают-
ся принципы, сформулированные при
запуске проекта по развитию альтер-
нативных финансов:
приверженность взятому курсу;
готовность к сотрудничеству;
равные условия и «религиозный
нейтралитет»: ИФИ и их клиенты
не имеют преимуществ, но и не дис-
криминируются;
приоритет экономической сути
транзакции над её правовой фор-
мой;
по возможности одинаковый по-
рядок налогообложения исламских
и обычных транзакций.
Похоже, что план Эдди Джорджа
сработал. Религиозные чувства му-
сульман получили удовлетворение,
что, по-видимому, позитивно сказа-
лось на лояльности большинства из
них. С другой стороны, регулирова-
ние финансовой сферы как таковое не
менялось, изменялся лишь налоговый
режим. Национальное законодатель-
ство не утратило своего секулярного
характера, ассимилировав применяе-
мые де-факто шариатские нормы. При
этом исламскую «законность» финан-
совых продуктов власти не контро-
лируют, но контролируют публичное
раскрытие их характеристик и сопря-
жённых рисков.
Одновременно за счёт исламской
составляющей Лондон дополнитель-
но укрепил свои позиции как между-
народный финансовый центр. Лон-
донская фондовая биржа является
одной из предпочитаемых площадок
для выпуска «исламских облигаций».
Здесь прошли листинг 53 эмиссии на
сумму порядка $38 миллиардов. Это
составляет ориентировочно половину
подобных бумаг, выпущенных в мире
в международных валютах начиная
с 2007 года. В июне 2014 года свою
лепту внесло правительство страны,
разместившее сукуки на £200 милли-
онов. Книга заявок превысила £2 мил-
лиарда.
«ЕГО ПРИМЕР ДРУГИМ НАУКА…»
Конечно, Россия не Англия. Ну хотя
бы потому, что у нас статья 5 закона
«О банках и банковской деятельно-
сти» делает исламские транзакции
весьма проблематичными, ибо за-
прещает кредитным организациям
заниматься, в частности, торговой
и производственной деятельностью.
У британских банков такой проблемы
нет. Нет её, кстати, и у немецких
банков, хотя, казалось бы, право-
вые системы России и ФРГ строятся
на одинаковых романо-германских
принципах.
Но наши граждане, для которых
по-настоящему важно соблюдение
исламских предписаний, составляют
в совокупном населении страны, по
крайней мере, не меньшую долю, чем
в Великобритании. Они испытывают
серьёзный моральный и эмоциональ-
ный дискомфорт из-за вынужденно-
го пользования обычными банками.
Многие же вынуждены не пользо-
ваться банками вообще. Однако их
потребности в средствах как част-
ных лиц или как предпринимателей
не исчезают. Уместно предположить,
что эти средства в том или ином раз-
мере привлекаются внутри местных
мусульманских общин. В этом нет
ничего противозаконного. Но отчего
бы не вовлечь эти деньги в публич-
ный оборот?
Наши планы по превращению
Москвы в международный финан-
совый центр, думается, верстались
с оглядкой на английский образец.
Сохраняет ли актуальность эта идея
прежнего президента, не до конца по-
нятно. Но поручения никто не отме-
нял, и процесс идёт. Опыт не только
Лондона, но и Люксембурга, Парижа,
Сингапура говорит, что сегодня раз-
витие — или становление — МФЦ
предполагает предоставление поль-
зователям возможности совершать
исламские транзакции. Вот и Казах-
стан запланировал превратить Алма-
Ату в место, где будут совершаться
оптовые сделки исламского финанси-
рования всего Среднеазиатского ре-
гиона СНГ. Москва как, по-видимому,
более авторитетный финансовый
Менеджмент
исламских банков
достаточно рано
ощутил
,
что
реалии рынка
, где их
институты
остаются
нишевыми игроками,
требуют более
гибкого подхода
НОЯБРЬ 2014
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
67
АНАЛИЗ