Стр. 106 - BDM_01-02_2015

Упрощенная HTML-версия

Кармен мира», не эта формулиров-
ка отвечает моему ощущению того,
чем нас одарила Елена Васильевна.
Несомненно, Кармен — её выдаю-
щаяся роль, но «лучшая в мире» —
неприменимая к миру музыки
формулировка. Это не спортивные
состязания. Время от времени ком-
мерция, существующая в оперной
сфере, придумывает разные «брен-
ды», провозглашая то «лучшую
Чио-Чио-сан», то «лучшую Кармен».
А в мире подлинных ценностей не
бывает ни «лучшего в мире вальса»,
ни «лучшей в мире Кармен». Елена
Образцова была и навеки останется
неповторимой во всех своих ролях.
Сама Образцова говорила:
«Из жен-
ских образов я очень люблю Марфу
из «Хованщины». После исполнения
этой роли я всегда говорила, что
будто побывала на исповеди в церк-
ви. Марфа оставалась чистой, не-
смотря на то что была в политике.
Это история очень религиозной жен-
щины, провидицы, вещуньи, которая
любила и страдала. Меня всегда по-
трясало мощное сочетание сил, что
были в ней. Когда я отдавала все
эмоции на сцене, душа моя очища-
лась, и я с улыбкой шла домой».
Эпизод из моих воспомина-
ний. 27 января 2012 года, Санкт-
Петербург, «День блокадника».
Сижу рядом с Еленой Васильевной
в первом ряду в зале Таврического
дворца. Идёт торжественный ве-
чер-концерт в связи с вручением
премии «Древо жизни». Елена Ва-
сильевна — среди лауреатов, я при-
сутствую со стороны фонда «Древо
жизни». Показывают кадры хрони-
ки блокадного Ленинграда, звучит
траурная музыка. Елена Васильевна
расчувствовалась, сжимает мою
руку и спрашивает: «Серёжа, у тебя
платок есть? Я свой что-то найти
не могу». Я подаю носовой платок,
Елена Васильевна всплакнула…
А после выступления — в тот вечер
она исполнила арию Далилы и «Аве
Марию» Каччини–Вавилова — Еле-
на Васильевна вернула платок со
словами: «Теперь у тебя есть платок,
пропитанный слезами Образцовой».
Засмеялась и добавила: «Можешь
сохранить». Каюсь: не сберёг…
А как она умела радоваться жиз-
ни! Счастлив тот, кому довелось
провести хотя бы один вечер в ком-
пании с Еленой Васильевной, по-
слушать её рассказы из жизни, её
шутки, её анекдоты. Застолье могло
продолжаться долго, эпизод следо-
вал за эпизодом, взрывы хохота шли
один за другим, ощущение празд-
ника нарастало до бесконечности!
Рядом с ней время не останавлива-
лось: оно исчезало, вместо времени
наступало счастье, охватывало бла-
женство. Елена Васильевна обладала
высшей властью над всем и над все-
ми. Жизнь тех, кто её знал, и тех, кто
не был с ней знаком, жизнь страны,
народа, мира, Вселенной — всё из-
менялось в лучшую сторону, всё на-
полнялось гармонией, которую она
источала. Она сделала мир лучше.
И продолжает эту свою миссию: слу-
шайте и смотрите её записи, читай-
те и слушайте воспоминания о ней.
Добро, которое она нам оставила на
земле, — не иссякнет никогда.
Мировая слава, высшие формы
международного признания — это
заслуженно и приятно, но то, что
сделала Образцова для своего на-
рода, — это важно, это формирова-
ние наших ценностей. Когда вы раз-
мышляете сами или читаете чьи-то
философствования на темы «Что
есть Россия?», «Россия — это Европа
или Азия?» — вспомните Елену Об-
разцову. Образцова — это Россия во
всей её сложности, противоречиво-
сти, полноте и совершенстве. «Нам
внятно всё», — сказал Блок о Рос-
сии. Елена Образцова — это Кар-
мен, Амнерис, Шарлотта, Азучена,
Далила. Но она же и Марфа, Фро-
ся, Любаша, Женя Комелькова, это
и великий цикл Георгия Свиридова
«Десять песен на стихи Александра
Блока». Вот фрагмент записи со-
вместной работы композитора и пе-
вицы над песней «Не мани меня ты,
воля» (Шейко Р. Елена Образцова.
М.: Искусство, 1984).
«Свиридов тихо запел:
— «Не мани меня ты, во-о-о-ля».
Пауза. Как будто стоит человек на
косогоре и видит оттуда всю Рос-
сию… «Не зови в поля!»
Образцова стала ему подпевать.
— Вот! — поощрил её Свиридов. —
Теперь вы нашли верную архитекто-
нику фразы, структуру, а дальше вы
уже насытите её своей душой.
Образцова поёт:
— «Пировать нам вместе, что ли,
матушка-земля? Кудри ветром рас-
трепала ты издалека, но меня благо-
словляла белая рука…»
Свиридов:
— Фортиссимо! Ветер жизни всё
растрепал… А дальше вы можете
спеть грандиозно: «Но меня благо-
словляла белая рука…» Чтобы была
видна рука с неба!
Образцова:
— «Я крестом касался персти,
целовал твой прах…»
Свиридов:
— Во-от! Покаянно! — И, не вы-
держав, подхватил: «Нам не жить
с тобою вместе в радостных полях!»
Она поёт:
— «И пойду путём-дорогой, тя-
гостным путём — жить с моей ду-
шой убогой нищим бедняком».
— Эту фразу — «жить с моей ду-
шой убогой нищим бедняком» — не
надо петь жалобно. Трагические слова
не терпят натуралистической музы-
ки… Чтобы была настоящая правда,
это нужно спеть строго, даже сурово.
Это не просто работа над кон-
цертной программой. Это работа над
Россией, это воспроизводство и раз-
витие страны и народа.
Я пишу эти слова накануне девя-
того дня после ухода певицы. Хри-
стиане веруют — а Елена Васильевна
была православной, —что на девятый
день душа предстаёт перед Господом,
чтобы быть судимой за дела земные.
Пошли, Господи, рабе Божией Елене
райского блаженства и Царствия Не-
бесного!
Сергей БЕЛКИН
20 января 2015 года
106
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
ЯНВАРЬ–ФЕВРАЛЬ 2015
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ:
ПАМЯТЬ