выяснилось, что более долгие природ-
ные циклы — месяц и год, то есть пе-
риоды вращения Луны и Солнца (или,
если угодно, Земли вокруг Солнца) —
в целое число суток не укладываются.
Месяц длится больше 29, но меньше 30
суток, а тропический год — чуть боль-
ше 365. И начался подбор параметров
системы «сутки — месяц — год», про-
порции между которыми регулирова-
лись вставными днями. По критерию
«точность плюс простота» самым со-
вершенным стал созданный в Греции
лунно-солнечный цикл Калиппа. Он
и заложен в православную пасхалию.
Кстати, римляне оказались не в со-
стоянии создать подобный календарь
и отказались от попыток следить за Лу-
ной. Поэтому доставшиеся нам от них
«месяцы» к реальному Месяцу — Луне
никакого отношения не имеют. Но и ки-
тайцы, и иудеи сохраняют календа-
ри, где по дате можно узнать и сезон,
и лунную фазу. А мусульмане вообще
следят только за Луной: в их календаре
месяцы «гуляют» по временам года, так
как 12 лунных циклов на 11 дней коро-
че солнечного года. Свои особенности
есть и в других традициях — персид-
ской, индийской, индейской и др. Зная
их, можно легко пересчитывать даты из
одного календаря в другой.
Если же говорить о системах счёта
лет—эрах, то здесь дляпересчёта доста-
точно знать начало эры. Но иногда по-
лучаются неверные результаты. Чтобы
разобраться в этом вопросе, пришлось
выяснять, как вообще создавались эры.
И здесь открылось много неожиданно-
го. Об этомможно подробно прочитать
в моей книге «Христианские хроноло-
гические системы. История летосчис-
ления в святоотеческой и восточнохри-
стианской традиции III–XV веков».
БДМ:
Почему в названии книги при-
сутствует слово «христианские»
и как это отражено в содержании?
Активная разработка хронологиче-
ских систем — и календарей, и эр —
началась именно с началом христиан-
ской эпохи, в первые века нашей эры.
До этого даже в пределах одной Рим-
ской империи существовало великое
множество локальных традиций счёта
времени. Свои календари были едва ли
не в каждом крупном городе. Это было
отражением той политической и куль-
турной мозаики, которую представлял
собой античный мир. На подчинённых
римлянами территориях постепенно
вводилось единообразие — в частно-
сти, вошёл в обиход юлианский кален-
дарь. Но только с победой христиан-
ства этот процесс принял системный
характер. И здесь невольно сталкива-
ешься с одной чертой этой мировой
религии, о которой часто забывают.
Она принесла человечеству не толь-
ко высокую систему нравственных
координат, но и открыла совершенно
новую политическую эпоху, объеди-
нив вокруг себя разрозненные и часто
враждовавшие народы и традиции.
Христианство глобально, оно не
признаёт ни политических, ни этни-
ческих, ни каких-либо иных границ,
рассматривая всех людей как братьев,
равно любимых Богом. Одним из след-
ствий этой идеи стало стремление раз-
работать единый календарь и единую
эру. Универсальным христианским ка-
лендарём стала пасхалия — которая,
напомню, связывает юлианские даты
с лунными фазами и днями недели.
Разработанная в Александрии около
300 года, она с VI века повсеместно
использовалась и на Востоке, и на
Западе. Лишь через тысячу лет Папа
Григорий XIII ввёл новую пасхалию
и специально для неё разработанный
календарь — григорианский.
С эрой задача оказалась сложнее.
К 1000 году на Западе укоренилась
так называемая эра Дионисия Мало-
го, где счёт лет идёт от даты Рождества
Христова (кстати, исторически некор-
ректной), а на Востоке — «ромейская»
эра от сотворения мира (с 1 сентября
5509 года до н.э.). Хронологическая
«канва» мировой истории в виде раз-
ных эр занимает много места — но
благодаря новым возможностям все
таблицы уместились на компакт-дис-
ке, приложенном к книге.
БДМ:
Есть ли практический смысл
у этих изысканий? Другими словами,
поможет ли историческая хроноло-
гия найти ключ к загадкам, напри-
мер, отечественной истории?
Сама по себе хронология — едва ли. Но
составленная на её основе подробная
база исторических событий — навер-
няка. В истории, как в судебном рас-
следовании, всегда очень важно знать
последовательность событий, иногда до
часов и даже минут. Изучая её, можно
выявить причинно-следственные связи,
а за ними—и цепочки чьих-то умыслов
и действий. Однако в отличие от уго-
ловного розыска, историка интересуют
не только злые, но и добрые замыслы.
Важно понять, что привело к успеху,
а что — к неудаче. Ведь задача истори-
ка — раскрывать не только тёмные, но
и светлые моменты истории, не только
разоблачать, но и ставить в пример.
Кстати, создание такой детальной
хронологической базы уже начато
в рамках нашего большого проекта,
который мы с коллегами ведём в Мос-
ковском университете.
БДМ:
Расскажите, пожалуйста, хотя
бы немного об исторических мате-
риалах, на которых базировалось
ваше научное исследование, о типах
календарей и развитии хронологиче-
ских систем…
Для изучения древних календарей
и систем счёта времени пришлось под-
нять большой комплекс источников—
от хроник до богословских трактатов.
Причём не только на языках Библии
и античной культуры: древнееврей-
ском, греческом и латинском, но и на
языках региональных — армянском,
грузинском, сирийском, арабском,
славянском. Дело в том, что именно
на окраинах лучше всего сохранились
самые архаичные, ранние варианты
пасхалий и христианских эр. Что-то
я переводил сам, что-то читал в пере-
водах: все эти тексты представлены
в приложении. Выявлялись и ошибки.
Ведь переводчики (да и переписчики
рукописей) — как правило, гуманита-
рии, которые плохо понимают матема-
тическую логику текста и поэтому лег-
ко путают цифры. Кроме того, старые
календари и эры исправляли на новые
108
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
ЯНВАРЬ–ФЕВРАЛЬ 2015
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ:
ГЕОГРАФИЯ ДУШИ