Стр. 61 - BDM_01-02_2015

Упрощенная HTML-версия

мероприятия в сфере занятости, 16 —
на обеспечение лекарствами и 10 —на
обеспечение инвалидов технически-
ми средствами. 160 миллиардов будут
выделены на предоставление бюджет-
ных кредитов субъектам Федерации.
Около 50 миллиардов — сельскому
хозяйству.
После всех этих арифметических
вычетов остаётся около 300 миллиар-
дов рублей, из которых самая большая
расходная статья—200 миллиардов—
это увеличение гарантий по кредитам
и облигационным займам «определён-
ных правительством» предприятий
на осуществление инвестиционных
проектов либо «на иные цели», вклю-
чающие реструктуризацию задолжен-
ности.
На меры поддержки всем осталь-
ным экономическим субъектам оста-
ётся около 100 миллиардов. Из них на
субсидии по реализации проектов им-
портозамещения, кроме оборонки, —
20 миллиардов (притом что «поддерж-
ка импортозамещения» обозначена
как одно из «ключевых направлений»
действий правительства).
Утверждённый план правитель-
ства не оправдал надежд малого
и среднего бизнеса. Из существенных
либерализующих мероприятий —
расширение вдвое рамок, позволяю-
щих относить компанию к категории
МСБ: это даёт шанс на участие в раз-
личных государственных и муници-
пальных программах. А вот право
ослаблять налоговую нагрузку на ма-
лый и средний бизнес делегировано
местным властям. Маловероятно, что
этим правом воспользуются массово.
Не вошло в окончательную редакцию
программы и анонсировавшееся ре-
шение о двухлетних налоговых ка-
никулах для вновь регистрируемых
предприятий. И уж совсем странно ис-
чезновение из программы пункта, на
котором настаивало Минэкономики,
Базовый сценарий
Основные показатели
2015
2016
2017
Валовой внутренний продукт
–2,6 — –2,9 –0,3 — 0,0 +1,5 — 1,8
Инвестиции в основной капитал
–7,8 — –8,2 +2,5 — 2,9 +3,0 — 3,4
Реальная заработная плата
–3,7 — –4,0 +1,1 — 1,4 +2,5 — 2,8
Реальные располагаемые
доходы населения
–2,6 — –2,9 +1,3 — 1,6 +2,6 — 2,9
Оборот розничной торговли
–2,6 — –2,9 –0,6 — –0,9 +2,2 — 2,5
Платные услуги
–3,3 — –3,6 +0,5 — 0,8 +2,2 — 2,5
Цены на нефть (Urals), $/барр.
64 — 68
73 — 77
78 — 82
Бивалютная корзина, руб./ед.,
на конец периода
62,1 — 62,4 59,0 — 59,3 55,7 — 56,0
Пессимистический сценарий
Основные показатели
2015
2016
2017
Валовой внутренний продукт
–4,6 — –4,9 –1,9 — –2,2 1,0 — 1,3
Инвестиции в основной капитал –12,9 — –13,3 +1,3 — 1,7 +5,1 — 5,5
Реальная заработная плата
–6,3 — –6,6 +1,3 — 1,6 +3,0 — 3,3
Реальные располагаемые
доходы населения
–4,8 — –5,1 +1,0 — 1,3 +2,3 — 2,6
Оборот розничной торговли
–5,6 — –5,9 –1,8 — –2,1 +1,8 — 2,1
Платные услуги
–4,8 — –5,1 –1,9 — –2,2 +2,0 — 2,3
Цены на нефть (Urals), $/барр.
51 — 55
65 — 69
77 — 81
Бивалютная корзина, руб./ед.,
на конец периода
84,8 — 85,1 64,6 — 64,9 62,5 — 62,9
ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
(ТЕМПЫ ПРИРОСТА, %), ПО ВАРИАНТАМ СЦЕНАРИЕВ
Источник
: ЦМАКП.
П
ока ситуация не стабилизиру-
ется, сложно предпринимать
какие-либо шаги. В условиях высо-
кой неопределённости наиболее эф-
фективна политика антикризисного
управления — реагировать на про-
блемыпомере их возникновения. Чем
правительство и ЦБ и занимаются.
Но вот когда ситуация стабили-
зируется—а она рано или поздно всё
равно стабилизируется, пусть и на
очень низких уровнях цены на нефть
и рубля, — тогда пора действовать.
В обобщённом виде направление
действий известно: запустить про-
грамму реформ по изменению струк-
туры экономики. То, о чём постоян-
но говорили, но чем правительство
не занималось на протяжении по-
следних десятилетий.
Из первоочередных конкретных
действий можно предложить ак-
тивную, даже агрессивную полити-
ку поддержки для инвесторов (как
внутренних, так и внешних) в не-
сырьевые сектора. Минимизировать
для них налоговую нагрузку. Соз-
дать специальный орган поддержки
и даже опеки: всем известно, сколь-
ко возникает административных
преград — в получении и лицензий,
и разрешений на использование
земли и недвижимости, как только
инвестиционный проект передаётся
на региональный уровень. Опыт по-
добной суперподдержки в мировой
практике существует.
Ещё одна задача — провести, на-
конец, реформу судебной системы.
Другое дело, что для радикаль-
ных реформ требуется политическая
воля. Она пока отсутствует. Аргумен-
ты: в период кризиса не стоит раска-
чивать лодку и т.д. Со всеми выте-
кающими… В такой логике ничего
принципиального не предпринима-
ется. Если она продолжит доминиро-
вать, мы, конечно, как-то переживём
два–три года кризиса, а после про-
должим существовать в знакомой
стагнирующей экономике.
Владимир
ТИХОМИРОВ
Главный
экономист
ФГ БКС
ТРЕБУЕТСЯ
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВОЛЯ
ЯНВАРЬ–ФЕВРАЛЬ 2015
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
61
АНАЛИЗ:
МАКРОЭКОНОМИКА