«не трогать» налоги в течение четы-
рёх лет. Но это вряд ли можно рас-
ценивать как мораторий: с 1 января
налоговая нагрузка на бизнес серьёз-
но выросла. Увеличились социальные
и страховые платежи в Федеральный
фонд медицинского страхования
(они теперь будут взиматься со всех
зарплат), в полтора–два раза выше
стали госпошлины, выросли акцизы,
увеличился налог на дивиденды и пр.
Странный мораторий.
По уму, налоги надо бы сейчас
снижать. Но разве можно на это
рассчитывать? Власти оказались за-
ложниками своих решений по нара-
щиванию трат на оборону, по мега-
проектам и повышению социальных
обязательств. Идёт расплата за по-
пулизм 2008–2009 годов, когда эти
обязательства принимали. Знаковым
событием стало бы признание нереа-
листичности обязательств, зафикси-
рованных майскими указами 2012
года. Регионы, на которые выпол-
нение этих обязательств возложено,
уже в предбанкротном состоянии:
там инвестиции падают, потому что
все средства идут на обслуживание
социальных обязательств. Но пере-
сматривать эти показатели, к сожа-
лению, скорее всего не будут.
Завышены и обязательства по
«громким» мероприятиям. В част-
ности, по тому же чемпионату мира
по футболу в 2018 году. Опыт Сочи,
Универсиады, Дальневосточного
саммита недвусмысленно показал,
что отдача от таких мероприятий —
дело весьма отдалённого будущего.
А сотни миллиардов рублей тратить
надо уже сейчас.
Следовало бы пересмотреть
бюджетные приоритеты. Министр
финансов сообщил о том, что все
расходы бюджета будут сокращены
на 10%, за исключением расходов на
оборону. В условиях кризиса это не
те приоритеты. В период, когда ин-
вестиционная активность заморажи-
вается, поддержать экономику спо-
собно только государство, направляя
средства в проекты с максимальным
мультипликативным эффектом.
Также знаковым шагом могло бы
стать размораживание накопитель-
ной части пенсии. Это поддержало
бы доверие и к пенсионной системе,
и к власти в целом.
Но к сожалению, по политическим
соображениям ничего радикального,
знакового сделано не будет. Так что
нынешний кризис — это надолго.
«обделён», кто более крут и значим
«для экономики в целом», кто более
перспективен в сфере импортозаме-
щения (по поводу смыслового на-
полнения этого термина уже развер-
нулись лингвистические дискуссии).
Попытки залатать как можно больше
дыр с помощью действительно недо-
статочных ресурсов.
СТАРЫЕ ЗАПАСЫ ИСЧЕРПАНЫ
Оперативные антикризисные
меры, кто спорит, не просто нуж-
ны, а необходимы: то в одном ме-
сте пробоина, то в другом — пожар.
Но ждали-то совсем другого. Что вме-
сте с набором «пожарных» мер будет
представлена и цельная среднесроч-
ная программа структурных и инсти-
туциональных реформ.
Кризисы двух последних десяти-
летий, успешно преодолённые, содер-
жали предупреждение: без глубин-
ных реформ дальше «не прокатит».
В 1998 году, к которому нынешняя
ситуация близка по уровню деваль-
вационного шока, ситуация довольно
быстро, в течение полугода, выпра-
вилась как раз благодаря активно
развернувшемуся процессу импорто-
замещения. Тогда спад ВВП составил
4,6%, что близко к прогнозу на теку-
щий год. Но тогда были свободные
производственные мощности, кото-
рые можно было загрузить. Мощно-
сти не самые современные, с совет-
ских времён, но и на их эксплуатации
удалось ехать ещё 10 лет. Модернизи-
ровать их руки не дошли: и так ведь
везут! Но приехали-то в 2008-й. В
2009 году спад экономики составил
уже 7,9%. Но тот кризис (возможно,
потому, что он в основном был им-
портирован извне) удалось довольно
быстро «залить деньгами». А затем
впрячь лошадку имевшего хороший
потенциал внутреннего спроса, в ос-
новном потребительского. На ней
проехали и того меньше. Результат
антикризисных мер, не затронувших
глобальные механизмы функцио-
нирования экономики, оказался не-
устойчивым.
В нынешний кризис нечего загру-
жать и некого запрягать. И нефтью по-
перхнулись. И запад явно не поможет.
Модели роста «на старых запасах» от-
работаны, исчерпаны.
Обещание работы над новой мо-
делью в преамбуле антикризисной
программы содержится:
«…приори-
тетным направлением… будет реали-
зация структурных реформ, направ-
ленных на диверсификацию экономики
и создание условий для устойчивого
экономического роста в среднесрочной
перспективе…»
Только сроки не ука-
заны.
Разумеется, не хотелось бы увидеть
отписку для галочки к какому-то взя-
тому с потолка сроку. Но ещё меньше
вдохновляет логика «не делать рез-
ких движений, чтобы не усугубить».
А когда ж их ещё делать? Когда всё
само в каком-то виде, пусть на неже-
лательных отметках, стабилизируется
(ни один кризис не длится вечно, тем
более острая фаза) и возобладает ил-
люзия, что «и так работает»?
На бытовом уровне периоды не-
контролируемого хаоса действитель-
но обычно рекомендуют переждать,
пересидеть, «накрывшись ветошью».
Не дёргаться. Однако в отношении
государственных мужей и государ-
ственной важности задач подобная
обывательская логика представляется
неуместной.
Марина ТАЛЬСКАЯ
ЯНВАРЬ–ФЕВРАЛЬ 2015
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
63
АНАЛИЗ:
МАКРОЭКОНОМИКА