Стр. 55 - BDM_03_2015

Упрощенная HTML-версия

ДОПИНГ
ДЛЯ ИПОТЕКИ
ПРАВИТЕЛЬСТВО НАМЕРЕНО ПОДДЕРЖАТЬ ИПОТЕКУ. ПРО ДЕНЬГИ —
20 миллиардов рублей на субсидирование процентных ставок — вроде
договорились. Про механизм их использования — нет.
П
редполагалось, что детали ме-
ханизма поддержки станут
известны 20 февраля, — к это-
му сроку Минстрой должен был под-
готовить проект соответствующего
постановления правительства. Озву-
чивалась идея создания специализи-
рованного фонда с учредителем в лице
Минстроя и управляющим — АИЖК.
Но и неделю спустя после времени «Ч»
концепция поддержки рынка ипотеки
предъявлена не была: видимо, ответ-
ственные ведомства увлеклись делёж-
кой кресел и не пришли к согласию
относительно схем «освоения» бюд-
жетных средств.
Основные же цифровые параме-
тры поддержки ипотечного рынка
были озвучены на совещании пра-
вительства 2 февраля. Так, за счёт
изменений в федеральной целевой
программе «Жилище» предписано
изыскать, во-первых, 4,5 миллиарда
рублей на докапитализацию АИЖК,
с тем чтобы агентство имело возмож-
ность оказывать помощь некоторым
заёмщикам, попавшим в тяжёлое по-
ложение, во-вторых, ещё 9 миллиар-
дов на субсидирование процентных
ставок по вновь выдаваемым ипотеч-
ным кредитам. В-третьих, Минфину,
Минстрою и Минэкономики поруче-
но изыскать где-то ещё 11 миллиардов
рублей также для субсидирования
ставок, чтобы общий объём средств
для этой цели составил 20 милли-
ардов. Изначально задумывалась
возможность снижения ставки для
конечного заёмщика до 12%. В итоге
вроде насчитали 13%.
Осталось уточнить «мелочи» —
кто, кого, на какой стадии и по каким
основаниям будет субсидировать (из-
вестно только, что речь идёт о первич-
ном рынке жилья экономкласса).
Вообще, похоже, предлагаемыемеры
нацелены на поддержание собственно
ипотеки лишь отражённым светом, вто-
рично. В антикризисном плане в графе
«Ожидаемый результат» напротив по-
зиций «Расширение стимулирования
кредитования строительства жилья…»
и «Осуществление мероприятий, пред-
полагающих: выдачу социальных
ипотечных кредитов… реализацию
программы помощи заёмщикам, ока-
завшимся в сложной финансовой ситу-
ации…» (пункты39 и 40) в первых стро-
ках значится «поддержка строительства
жилья» и уже ниже — «сохранение жи-
лья для ипотечных заёмщиков».
То есть власти в первую очередь
волнуют масштабы строительства
и лишь косвенно — судьба заёмщиков
и рынка ипотеки. Но поскольку одно
без другого не может существовать:
строительство бессмысленно без по-
купателей жилья, а покупка в ряде
случаев подразумевает привлечение
ипотеки (по итогам 2014 года в среднем
около 40% новостроек, а по некоторым
объектам и до 80%, возводились с по-
мощью ипотеки), то придётся позабо-
титься и о последней. А следовательно,
в круг государственной опеки попада-
ют и банки, и заёмщики.
ЗАЁМЩИКИ ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ
Интересующие власть заёмщи-
ки — скорее потенциальные, чем ак-
туальные. Это видно из сопоставления
цифр: 20 миллиардов рублей — на суб-
сидирование ставок новым заёмщикам
и 4,5 миллиарда — на помощь тем, кто
уже влип.
Превратить потенциальных заём-
щиков в действующих — без допинга
пока нереально. Установившиеся по-
сле повышения ключевого индика-
тора ставки по ипотечным кредитам,
на уровне 17–20% (есть и откровен-
но маргинальные варианты в 25%
и выше), по сути — запретительные.
Граждане из тех, кто в своём уме, не
рвутся брать под такой процент, и бан-
ки захлопнули окошко кассы. Ещё
в декабре стало известно о массовых
отказах (до 80%) в выдаче ипотечных
кредитов даже по уже одобренным до-
говорам. После благодушного периода
последних полутора–двух лет боль-
шинство банков ужесточили требова-
ния к заёмщикам—начали настаивать
на исключительно официальном под-
тверждении дохода по форме 2НДФЛ
и подняли планку первоначального
взноса с 10-20 до 30%.
Статистика о том, какие жертвы
и разрушения понёс ипотечный рынок
в декабре–феврале, ещё не подоспела.
Но вот данные АИЖК за «благопо-
лучный» ноябрь 2014 года: месячные
темпы прироста снизились до 8%
(для сравнения: в январе того же года
они составили 52%).
МАРТ 2015
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
55
АНАЛИЗ:
ОБЗОР