финансовая система так и продол-
жала бы жить, передоверив важ-
нейшие функции оценки, а значит,
и управления англосаксонскому
инфраструктурному блоку? Теперь
мы в пожарном порядке уходим от
этого наследия 1990-х — в феврале
законопроект был внесён в Госу-
дарственную Думу и прошёл пер-
вое чтение. Ко второму необходи-
мо очистить документ от обычных
в таких случаях накладок, юриди-
ческих и технических неточностей,
предусмотреть механизмы его ин-
теграции в действующее законода-
тельное поле.
Первые итоги этой работы
и были вынесены на Совет по фи-
нансовому регулированию и денеж-
но-кредитной политике.
«Принци-
пиально важно
консолидировать
мнение и позиции участников рын-
ка. Только в этом случае удастся не
только уложиться в жёсткие сроки,
но и подготовить действительно
работоспособный законопроект», —
подчеркнул, открывая заседание,
заместитель председателя Комите-
та Госдумы по финансовому рынку,
президент Ассоциации «Россия»
Анатолий АКСАКОВ
.
Убеждать, впрочем, особо никого
не требовалось. Руководители и экс-
перты отечественной рейтинговой
индустрии, широко представлен-
ные на этот раз в cовете, и сами пре-
красно понимали, что другого шан-
са «импортозамещения» им может
и не представиться. Поэтому сами
консолидировались, вместе прора-
ботали законопроект, и генераль-
ный директор рейтингового агент-
ства «Эксперт РА»
Павел САМИЕВ
доложил совместную позицию о тех
изменениях, которые необходимо
внести в документ. Помимо терми-
нологии и соответствия междуна-
родным стандартам, представители
индустрии сосредоточили внима-
ние на нескольких принципиаль-
ных моментах. Во-первых, закон,
по их мнению, должен наделить
Банк России полноценными функ-
циями надзора за рейтинговыми
агентствами. Во-вторых, требова-
ния по локализации рейтинговых
агентств должны совпадать с требо-
ваниями европейского фондового
регулятора ESMA. И в-третьих, не-
обходимо чётко прописать формат
дополнительных требований, кото-
рые будут устанавливаться Банком
России.
«Мы заинтересованы в ра-
ботающем законе — как с точки
зрения регулятора, так и рейтинго-
вых агентств,
— подчеркнул
Павел
САМИЕВ
. —
Он должен уравнять
права локальных и международных
агентств. Различаться они могут
только по одному принципу — на
тех, кто прошёл или не прошёл про-
цедуру аккредитации».
Генеральный директор Нацио-
нального рейтингового агентства
Виктор ЧЕТВЕРИКОВ
продолжил
анализ законопроекта, но уже с точ-
ки зрения действующего законода-
тельства. По его мнению,
«приня-
тие закона даже в его сегодняшнем
виде — огромный шаг вперёд»
. Но
чтобы он заработал, необходимо
внести коррективы в 10 федераль-
ных законов, где пока фигурирует
только «большая тройка», и во мно-
гие нормативные акты. Конкретные
предложения он передал председа-
телю cовета.
Анатолий АКСАКОВ
при этом отметил, что
«одновре-
менно с доработкой законопроекта
будет подготовлено постановление
Думы по обновлению законодатель-
ной и нормативной базы с указани-
ем конкретных сроков»
.
На этом cовет можно было бы и за-
вершить — экспертную роль он вы-
полнил. Но обсуждение только нача-
лось. Заместитель председателя Банка
России
Владимир ЧИСТЮХИН
отметил, что цель понятна: россий-
ская аккредитация уравнивает все
агентства, работающие на террито-
рии страны. И создание правовых ус-
ловий, эквивалентных европейским,
дело не самое сложное.
«Суть же
—
в предстоящем перезапуске рейтин-
говой индустрии. При этом внешне-
политическое давление не позволяет
идти естественным путём: вначале
закон, а потом аккредитация. Этапы
придётся совмещать. И сегодня глав-
ный вопрос: как будем жить до выхода
закона?»
В переходный период, по его
мнению, рейтинговым агентствам
необходимо добровольно при-
нять надзор Центробанка в виде
оценки стандартов их деятельно-
сти.
«Это новый опыт для обеих
сторон,
— подчеркнул
Владимир
ЧИСТЮХИН
. —
Он требует мак-
симальной открытости. И диалог
уже идёт, но пока недостаёт дове-
рия, а также готовности ужесто-
чать внутренние правила и повы-
шать свою прозрачность».
Представители
рейтинговых
агентств согласились, что такое
требование — в их же интересах.
«Важно также не поддаться ис-
кушению конкурентными пре-
имуществами в ущерб качеству
оценки
, — добавила первый вице-
президент Газпромбанка
Екатерина
ТРОФИМОВА
. —
Для участников
рынка первостепенна непрерыв-
ность парадигмы, в которой они
живут. Можно ругать или хвалить
«большую тройку», но в сегменте
наиболее торгуемых бумаг их роль
сегодня доминирующая. И не стоит
повторять ошибку одной из стран,
где приняли не совсем корректный
закон, после чего международные
агентства просто покинули их
рынок. Нужно опереться на опыт
стран БРИКС, которые уже прошли
тот путь, что нам предстоит,
и, возможно, привлечь их агент-
ства, которые могли бы работать
в паре с отечественными»
.
Как и другие участники,
Екате-
рина ТРОФИМОВА
выступает за
скорейшее принятие законопроекта.
«Для перезапуска отрасли
, — счита-
ет она, —
сложился благоприятный
момент: спад активности в сфере
выпуска ценных бумаг, а с другой
стороны — осознанная рынком по-
требность в национальных агент-
ствах».
Виталий КОВАЛЕНКО
МАЙ 2015
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
29
СОБЫТИЯ И КОММЕНТАРИИ