1
На мой взгляд, единственной причины нет. Основой дестабилизации ситуации,
разумеется, стали экономические мотивы: резкое падение рубля, повышение
ключевой ставки, банкротство бизнесов, растущая безработица и т.п. Но последствия
всего этого были бы не столь значительны, если бы население не было до такой степе-
ни закредитовано, и это уже — вина банков, принявших на себя этот риск. Я считаю,
что государство должно было законодательно ограничить предоставление гражданам
ссуд в валюте других стран с целью использования полученного кредита внутри стра-
ны (например, валютная ипотека), поскольку это было своего рода «казино». Банки
должны предоставлять валютные кредиты исключительно участникам ВЭД, нет ни-
каких оснований подвергать риску остальных. Тем не менее этого не было сделано
ни государством, ни банками, поэтому сегодня мы наблюдаем соответствующие ре-
зультаты.
2
Банк в первую оче-
редь должен быть
партнёром для клиента
и его бизнеса. Я считаю,
что пытаться помочь
клиенту стоит до послед-
него разумного предела.
Разумность эта опреде-
ляется ответственно-
стью банка перед остальными своими клиентами и вкладчиками: если банк считает,
что вероятность выживания бизнеса клиента становится минимальной, он не должен
рисковать. Можно закрыть сделку, недополучив по ней прибыль, но нельзя допускать
убытков банка, рискуя и делая ставку на удачу. В противном случае банку не смогут
доверить деньги ни вкладчики, ни инвесторы.
3
Должны использоваться любые формы работы с проблемным долгом, приводя-
щие к положительному результату — то есть выживанию бизнеса клиентов и от-
сутствию убытков у банка.
4
У департамента малого и среднего бизнеса ФГ «Лайф» есть опыт как использо-
вания собственной структуры по взысканию долгов, так и привлечения внеш-
них коллекторских структур. Фактическая статистика показывает, что собственная
служба более эффективна, это — чистая экономика. Поэтому мы предпочитаем имен-
но этот вариант.
Если говорить о причинах отсутствия в России цивилизованного рынка проб-
лемных долгов, то их довольно много. Одна из них — имидж банков и коллекторов
в СМИ. Как правило, на страницах различных изданий они представляются врагами,
почти преступниками, которые лгут, вымогают, совершают по отношению к должни-
кам ужасные антисоциальные действия. Это приводит к тому, что в сознании людей
укрепляется представление о том, что правило «взял в долг — отдай» уже ничего не
значит. На мой взгляд, будет гораздо полезнее, если СМИ будут учить людей пра-
вильно управлять своим бюджетом и перед каждым новым кредитом думать о том,
что и его придётся возвращать. Это станет огромным шагом к созданию цивилизо-
ванного рынка проблемных долгов в России.
РАЗУМНОСТЬ
ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ
Роман ГАВРИЛОВ
Вице-президент,
управляющий директор
департамента малого
и среднего бизнеса
Пробизнесбанка,
ФГ «Лайф»
Пригодны
любые формы
работы
с проблемным долгом,
если в результате
бизнес
клиента
выживает,
а банк не
терпит убытков
С анкетой работали
Иван ВОРОНЦОВ
,
Людмила КОВАЛЕНКО
,
Марина ТАЛЬСКАЯ
54
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
МАЙ 2015
БИЗНЕС ИЗ ПЕРВЫХ РУК:
АНКЕТА БДМ