Стр. 79 - BDM_05_2015

Упрощенная HTML-версия

Если концентрация компаний
в сегментах за прошедший год росла,
то новый бизнес лизингодателей по
видам лизингового имущества стал
более диверсифицирован, за исключе-
нием узкопрофильных компаний. Для
компаний, собственником которых
является государство, в 2013 году были
характерны высокие доли в сегментах
железнодорожного и авиатранспорта
(совокупно 70%). Сейчас доля данных
сегментов в новом бизнесе госком-
паний составляет уже 56%, при этом
на автолизинг уже приходится 24%
(в 2013 году — 17%), а на строитель-
ную технику—8% (годом ранее—все-
го 3%). Новый бизнес лизингодате-
лей, которым владеют отечественные
и иностранные производители обо-
рудования, традиционно состоит из
лизинга грузового автотранспорта.
В строительной и дорожно-строи-
тельной технике лидируют (более
15% бизнеса) компании, контроли-
руемые кредитными организациями,
что объясняется активным участием
банков в финансировании строи-
тельных проектов. Стоит отметить,
что лизингом грузовых автомобилей
занимается абсолютное большин-
ство всех лизингодателей, а с легко-
выми автомобилями активно рабо-
тают лизингодатели с иностранными
собственниками (прирост долей от
5 до 25 п.п.). Лизинг недвижимости
остаётся одним из наименее востре-
бованных сегментов для лизингополу-
чателей, так же как и лизинг морских
и речных судов.
ЛИДЕР УВЕЛИЧИЛ ОТРЫВ
Лидером рынка, как и годом ранее,
стал «ВЭБ-лизинг», второе и тре-
тье место занимают компании «ВТБ
Лизинг» и «Сбербанк Лизинг» со-
ответственно. В совокупности доля
тройки лидеров составила около
37% всего объёма нового бизне-
са (в 2013 году — 35%). Стоит от-
метить, что активное заключение
крупных сделок компанией «Сбер-
банк Лизинг» в последнем кварта-
ле прошлого года удержало рынок
от более сильного падения (около
18%). «
В IV квартале 2014 года ком-
пания заключила несколько крупных
контрактов
, — отмечает
Кирилл
ЦАРЁВ
, и.о. генерального директора
компании «Сбербанк Лизинг». —
В их числе финансирование компании
«УВЗ-Логистик» на 10 тысяч вагонов
(общая стоимость лизингового про-
екта
40 миллиардов рублей) и ком-
пании «Аэрофлот» на 10 самолётов
Sukhoi Superjet 100 (стоимость про-
екта в каталожных ценах — $354
миллиона)».
Концентрация на Топ-10 компа-
ний в сумме новых договоров ли-
зинга немного выросла и составила
66,4% по итогам 2014 года против
65% в 2013 году (в 2012 году — 63%,
в 2011-м—66,5%). Доля лидера рынка,
«ВЭБ-лизинга», выросла: в 2014 году
она увеличилась на 6,4 п.п. и соста-
вила 15% (в 2013 году — 8,6%). Про-
должающийся рост концентрации на
крупнейших лизингодателях в новом
бизнесе и сумме новых договоров ли-
зинга также сказался на увеличении
доли Топ-10 в совокупном лизинговом
портфеле. Так, на 1 января 2015 года
С наибольшими
проблемами
столкнулись
авиаперевозчики,
приобретавшие
самолёты
в финансовый
лизинг
: авиакомпании использовали
краткосрочные
банковские займы
СТРУКТУРА СЕГМЕНТОВ ЛИЗИНГОВОГО РЫНКА
В РАЗРЕЗЕ СОБСТВЕННИКОВ ЛИЗИНГОДАТЕЛЕЙ, %
В 2015 ГОДУ ДИНАМИКА РЫНКА БУДЕТ ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ
ДАЖЕ ПРИ ОПТИМИСТИЧНОМ СЦЕНАРИИ, МЛРД РУБ.
МАЙ 2015
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
79
АНАЛИЗ:
ТЕНДЕНЦИИ