скольжение по нему. Тех, кто ищет
в книгах руководство, как вести дела,
учиться и работать, тоже достаточно,
и им роднее бумажные версии. Кни-
ги, рекомендующие, как жить, — са-
мый сложный сегмент. Это литерату-
ра не для всех, её тиражи скромные.
Но эти книги достойны того, чтобы
их аудитория расширялась. Мы из-
дали недавно две такие. Первая —
«Моментальные записки сентимен-
тального солдатика…» известного
режиссёра Бориса Юхананова, худо-
жественного руководителя Электро-
театра «Станиславский». О чём она?
О преодолении среды с помощью
самопознания и самовоспитания:
21-летний Никита Ильин, интелли-
гент-гуманитарий, призван на сроч-
ную службу в армию — и отныне ему
предстоит не «Доктора Фаустуса»
читать, а драить сортир и месить
грязь сапогами, бегая в противо-
газе. Ему трудно, а вокруг — кто?
Прапоры и сержанты, для которых
его воспитанность — слабость, для
кого он — «ботаник», странный па-
рень. Как в этих условиях не только
сохранить, но и развить своё «я»?
Ещё одна такая книга — «Ляля»
Яцека Денеля, которому эксперты
пророчат Нобелевскую премию че-
рез 25–30 лет. «Кто я? — спрашива-
ет себя главный герой. — Я тот, чья
кровь течёт во мне». А это кровь
очень многих поколений семьи, где
были и банкиры, и нищие, и побе-
дители, и жертвы, и герои, и подле-
цы. Человек ХХI века — это продукт
поколений, уходящих в седую древ-
ность: там нужно искать причины
и успехов и поражений. Книга Де-
неля восстанавливает связь между
поколениями, это — учебник жиз-
ни, к тому же отлично написанный.
Книга переведена на 12 языков.
На русском — у нас впервые.
БДМ:
Остались ли в мире и истории
ещё не изданные в виде альбомов
шедевры искусства — и если да, то
в каких именно областях?
Многие произведения искусства не
найдены. «Украдены», «исчезли из
поля зрения общественности» — вот
распространённые объяснения: они
в частных коллекциях или забыты,
иногда их, как неходовой товар, слу-
чайно покупают простые люди за
$3–5, а потом оказывается, что они
стоят $200–300 тысяч, а то и милли-
оны. За 23 года работы наше изда-
тельство выпустило немало альбо-
мов хорошего качества с десятками
тысяч репродукций. Удивить чем-то
новым сложно, но можно. Хорошо
бы напечатать альбом «Обретён-
ные шедевры» с репродукциями
прежде не известных полотен Тёр-
нера, Ван Гога и Рафаэля, таких как
«Рыбацкие лодки в крепкий ветер»
($31 миллион), «Маки» ($50 милли-
онов), «Портрет молодого человека»
($100 миллионов). Подобные забы-
тые шедевры есть и в других видах
искусств: партитуры Баха, скрипки
Страдивари, старинные монеты.
БДМ:
Вы выпустили книгу знамени-
того натуралиста Дэвида Аттенбо-
ро «В поисках дракона». Что можно
назвать причиной его успеха —
возможность убедиться, что в на-
шем изученном и освоенном мире
ещё есть и загадки, и экзотика?
Мы издали два сборника: «В поис-
ках дракона» и «К югу от экватора»,
куда вошли лучшие рассказы Дэви-
да Аттенборо. И загадок, и экзотики
в них — нам, туристам, и не снилось!
Где только не побывал этот человек!
Мадагаскар, Гвинея, Комодо, Параг-
вай, дебри Австралии… Признан-
ный эксперт, мог бы сидеть в каби-
нете и почивать на лаврах — так нет,
даже пожилым человеком исходил
километры в пустыне, тропиках,
чтобы наблюдать ламантинов, ле-
муров, броненосцев, сирен… Не все
даже представляют, как выглядят
эти животные и где в наше время
обитают драконы. А он создал о них
фильмы и книги, которые смотрит
и читает весь мир. И есть отлич-
ные переводы этих книг на русский
язык, а иллюстрации наших худож-
ников такие — как будто ты в экс-
педиции с автором побывал! Всё
сделано со знаком качества — это
достойное наследие издательской
культуры советского времени, ведь
впервые Аттенборо издали в СССР
в 1980-х годах. Мы приобрели
права на произведения ещё одно-
го автора, которым зачитывались
в 1970–1990-х, — Джой Адамсон.
Помните из детства? «Рождённая
свободной» — трогательная до слёз
история привязанности львицы Эль-
сы к людям, которые её вырастили.
А «Пятнистый сфинкс» — о судьбе
гепарда Пиппы, которая погибла бы
без человеческой заботы. В этих кни-
гах тоже есть и загадки, и экзотика,
и любовь: к природе, к животным,
которая, как говорил Джон Рёскин,
Книги, рекомендующие,
как жить
, —
самый сложный
сегмент
.
Это
литература
не для всех.
Но эти книги
достойны
того,
чтобы их аудитория
расширялась
«Безличных»
путеводителей
для туристов везде уже
пруд пруди
!
Мы тоже
их когда-то выпускали.
А сейчас
стремимся
и в этом сегменте
издавать
литературу
ИЮНЬ–ИЮЛЬ 2015
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
111
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ:
ГЕОГРАФИЯ ДУШИ