Стр. 32 - BDM_06-07_2015

Упрощенная HTML-версия

интеграции в БРИКС и развития дру-
гих межгосударственных объединений
с участиемРоссиипредлагается учредить
единуюдля стран БРИКС, принципиаль-
но новую международную систему пла-
тёжных карт (НМСПК).
ОБЩИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
Во всех странах БРИКС, кромеЮАР, сло-
жились или складываются националь-
ные платёжные системы (НПС): ELO —
в Бразилии, RuPay — в Индии, China
UnionPay—вКитае. Важно отметить, что
китайскаяНПС уже приобрела основные
черты международной, а в России при
формировании национальной системы
используются лучшие отечественные
и зарубежные практики.
Второй принципиальный момент —
все страны«пятёрки» стремятся обезопа-
сить себя от внешнихфинансовых потря-
сений.Организационноитехнологически
они готовы реализовывать крупные ин-
фраструктурные проекты в финансово-
банковской сфере, но сохраняют в данной
области существенные резервы.
Разумеется, в уровнях развития на-
циональных систем есть существенные
различия, и они должны учитываться
при определении этапов формирования
НМСПКивступлениивнеё каждой стра-
ны-участницы. Однако возможные из-
держки с лихвой перекрываются общим
выигрышем: укреплениемэкономической
безопасности, ростомконкурентныхпре-
имуществ и получением дополнительно-
го постоянного источника дохода. Только
в России Visa иMasterCard зарабатывают
не менее $400 миллионов в год. А ведь
речь идёт о единой платёжной системе
для стран с общим населением более
3 миллиардов человек.
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ
В силу разных стартовых позицийполное
и повсеместное равноправие националь-
ных платёжных системпри создании еди-
нойНМСПКвряд ли достижимо. Но там,
где этонепротиворечит здравому смыслу,
вполне возможно. Прежде всего, в эквай-
ринге: карта каждойнациональной систе-
мыдолжна без ограниченийприниматься
в любой стране — участнице НМСПК по
единым согласованным тарифам.
Труднее обеспечить равноправие
в эмиссии. При выходе платёжных карт
за пределы БРИКС мы сталкиваемся
с инфраструктурой, которую десятиле-
тиями формировала МПС. Выстраивать
альтернативу—дорого и долго. Поэтому
желательно, чтобы новая карта воспри-
нималась МПС как единое легитимное
международное средство платежа. При
этом ни самиМПС, ни страны и органи-
зации, способные побудить их к мето-
дам недобросовестной конкуренции, не
смогли бы предъявить к НМСПК ника-
ких законных претензий.
Решение этой задачи можно обеспе-
чить двумя способами.
Раздельная эмиссия: каждая нацио-
нальная система заключает свои со-
глашения с МПС. Эмитированные
в этом случае карты будут воспри-
ниматься в точках обслуживания как
карты отдельных стран БРИКС.
Общая эмиссия: среди националь-
ных систем БРИКС выбирается «пер-
вая среди равных» и по соглашению
с другими выделяет каждой стране
собственные разделы номеров карт
в своёмBIN(банковскийидентифика-
ционный номер). Тогда во всех точках
обслуживанияМПСкарты«пятёрки»
будут восприниматься как карты еди-
ной НМСПК.
Оба способа имеют достоинства и не-
достатки. Раздельная эмиссия позволит
соблюсти принцип равенства внутри
«пятёрки», но договориться о равных
условиях с МПС при таком варианте
скорее всего получится не у всех. УМПС
и связанных с ними представителей
стран, способных влиять на переговор-
ный процесс, появится возможность ис-
пользовать тарифный рычаг давления на
участников новой МСПК. И устранить
такую угрозу вряд ли удастся, посколь-
ку отдельные страны БРИКС окажутся
один на один с мощными международ-
ными структурами, воспринимающими
НМСПК как серьёзного конкурента.
Общая эмиссия поможет участни-
кам выступить «единым фронтом» при
заключении тарифных соглашений
с МПС. Но возникает риск доминирова-
ниянациональной системы—лидера над
другими участниками внутри «пятёрки».
И всё же второй способ представляется
предпочтительным, потому что преиму-
щества его очевидны, а недостатки мож-
но компенсировать — тщательно про-
работав юридическую и коммерческую
сторону соглашения между участниками
НМСПК.
Технические недостатки минимизи-
руются повышением универсальности
в привязке пластиковых карт к счетам
их владельцев: когда по одному и тому
же счёту на льготных условиях выпу-
скается комплект карт в разных валютах
различных платёжных систем. Напри-
мер, когда карты Visa в евро и American
Express в долларах США используются
в привязке к одному клиентскому счёту
в рублях в российском банке либо одна
платёжная карта обслуживается в раз-
личных системах.
При таком подходе вопрос о лиде-
ре решается однозначно в пользу China
UnionPay (CUP). Запущенная в 2002 году
под патронажем Госсовета и Народного
банкаКитая, CUPвнастоящее времяобъ-
единяет свыше 300кредитно-финансовых
учреждений в Китае и за его пределами.
Крупнейшему из её акционеров принад-
лежит около 6%акций. Платёжные карты
UnionPay International (UPI) — дочерней
структуры CUP, созданной для продви-
жения карточки UnionPay на внешних
рынках,—принимают сейчас почти в 150
странах и выпускают более чем в 30. Чис-
ло принимающих их банкоматов превы-
сило 1 миллион, а по количеству выпу-
щенных карт (около 3,5 миллиарда штук,
или 34%всегомирового выпуска) CUP—
глобальныйлидер. Для сравнения: наVisa
приходится около 25%мирового выпуска
платёжных карт, наMasterCard—19%, на
AmericanExpress—1%, ана японскуюJCB
и американскуюDiners Club—по 0,8%.
МЕЖХОСТ ИЛИ СВИЧ?
Для построения НМСПК необходи-
мо объединить системы стран БРИКС
в единую сеть. Сделать это можно двумя
способами: построив между ними меж-
хостовые соединения или создав единый
центр — свич, куда звездообразно сой-
дутся все соединения.
В своих национальных системах Рос-
сия и другие страны БРИКС избрали
32
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
ИЮНЬ–ИЮЛЬ 2015
БЕЗ ГРАНИЦ