Стр. 33 - BDM_06-07_2015

Упрощенная HTML-версия

второй вариант — когда свич маршрути-
зирует каждую карточную транзакцию
от банка-эквайера к банку-эмитенту. Это
позволяет избежать значительных затрат
на построение множества межхостов по
принципу «каждый ко всем». Но с другой
стороны, это несёт в себе риск доминиро-
вания, и банки — участники националь-
ных систем обычно с насторожённостью
воспринимают идею о построении свича
на базе одного из них.
Для НМСПК целесообразно выстро-
ить набор межхостов. Учитывая, что
клиринговые центры для взаиморасчё-
тов в национальных валютах уже созда-
ны или находятся в процессе создания,
построить пять межхостовых соедине-
ний — проблем не составит. Затраты на
каждый межхост, по предварительной
оценке, составят около 50 миллионов
рублей на участника. Проблема домини-
рования национальной системы-лидера
в таком случае в значительной мере ре-
шается за счёт равноправной технологи-
ческой основы.
СТРУКТУРА НМСПК
Организационную структуру стран
БРИКС предлагается создать в виде за-
крытого акционерного общества «Новая
международная системаплатёжных карт»
(НМСПК). Не исключена возможность её
привязкикНовому банку развития, но—
со своим советом директоров (наблюда-
тельным комитетом) и собственным ра-
бочим правлением.
В состав совета директоров должны
войти представители всех национальных
систем — как со стороны центральных
банков, так и «якорных» коммерческих
институтов. Поскольку в некоторых стра-
нах БРИКС инфраструктура националь-
ных систем платёжных карт включает не
толькобанки, ноинебанковские учрежде-
ния, для них также нужно предусмотреть
места в совете директоров, возможно, че-
резпредставителейведущихобъединений
деловых кругов стран БРИКС.
В каждой из стран НМСПК должен
быть свой филиал системы. Его руко-
водителей целесообразно включить
с состав правления. Заседания совета
директоров, как это принято во многих
международных организациях, можно
попеременно проводить в головномофи-
се и в филиалах.
ЭТАПЫ РАЗВЁРТЫВАНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НМСПК
Уже на первом—эквайринговом—этапе
каждойнациональной системе предстоит
выделить представителей от организаци-
онного, правового и технического блока
для участия в совместной рабочей группе
по учреждению новой системы. Ей пред-
стоит выработать:
единые тарифы по эквайрингу и сет-
ку эмиссионных вознаграждений
(interchange), которые будут приме-
нятьсяпривзаиморасчётахпокартам;
правила вступления в НМСПК, под-
ключения к сервисам системы и про-
хождения вступительных тестов (сер-
тификаций);
технические регламентыи стандарты;
общие правила взаиморасчётов;
правила возврата платежейипорядок
ведения претензионной работы.
Для облегчения этой работы за ос-
нову можно взять правила НПС-лидера
(CUP-UPI).
После выработки и утверждения
общих правил работы каждой нацио-
нальной системе предстоит заключить
пакет двухсторонних соглашений с дру-
гими участниками проекта. Их условия
определят архитектуру межхостовых
соединений. В каждом национальном
процессинговом центре должны быть
прописаны BIN всех национальных си-
стем-участниц.
После тестирования каждая пара на-
циональных систем подписывает акт
ввода в эксплуатацию соответствующей
части общей системы и регистрирует его
в правлении НМСПК. Эквайринговый
межхост начнёт работать, и эта часть си-
стемы будет запущена в промышленную
эксплуатацию.
На втором этапе — эмиссионном —
реализуется выпуск общейкартыБРИКС.
Особоследуетотметитьмасштабыи, соот-
ветственно, сложность проекта. Речь идёт
не о простой эмиссии пластиковой карты
с логотипомБРИКС, а о беспрецедентном
совместном продвижении на глобальном
рынке новой международной платёж-
ной системы, карта которой совместима
с национальными системами пяти стран
с почти половиной населения Земли.
Россияможет взять на себяцелыйряд
функций по пилотному проекту. Прежде
всего—стать лидером при продвижении
карты БРИКС на пространстве Евразий-
ского экономического союза. Что в свою
очередь послужит важным фактором
формирования валютного союза России,
Белоруссии, Казахстана, Армении и Кир-
гизии.
Как и в случае эквайринга, для подго-
товки эмиссии новой карты каждая уча-
ствующая сторона должна выделить сво-
их представителей от организационного,
правового и технического блока в состав
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА НМСПК БРИКС
ИЮНЬ–ИЮЛЬ 2015
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
33
БЕЗ ГРАНИЦ