Стр. 38 - BDM_06-07_2015

Упрощенная HTML-версия

этой категории множество самых
разных направлений. Например, есть
те, кто занят в выполнении государ-
ственного заказа. Или, скажем, пред-
приятия в моногородах и регионах
с отстающим экономическим раз-
витием, резиденты индустриальных
парков. Есть среди заёмщиков и фир-
мы-экспортёры. То есть, по сути го-
воря, каждый заёмщик — особый
случай. И к каждому — индивидуаль-
ный подход. К примеру, предприятию
надо довести до завершения начатый
проект. Или погасить обязательства
по уже взятому дорогому кредиту,
ставшему непосильным в новых реа-
лиях. Вот для подобных ситуаций мы
разработали и внедрили специальный
продукт.
Если вернуться к вашему вопросу
об импортозамещении, то совершен-
но ясно, что его главной движущей
силой должен стать именно малый
и средний бизнес — как более гибкий,
динамичный и ориентированный на
конечного потребителя. Но здесь есть
другая сторона: сейчас снизилась не
только рентабельность самого биз-
неса, резко упал и потребительский
спрос, поэтому часто продукция ма-
лых и средних предприятий испы-
тывает трудности со сбытом. Кроме
того, импортозамещение предпола-
гает реорганизацию производства,
закупку новых технологий и прин-
ципиально иной подход к внутрен-
ним процессам организации произ-
водства и контроля качества. И для
всего этого требуются заёмные ре-
сурсы. Между тем малый и средний
бизнес уже серьёзно закредитован,
причём доля невозвращённых кре-
дитов в целом по банковской системе
к концу года может достичь 20% кре-
дитного портфеля. А текущие ставки,
как я уже сказал, бизнесу просто не
по силам.
БДМ:
Сергей Павлович, в про-
шлую нашу встречу вы говорили
о перспективе развития работы
с регионами. Удаётся ли реализо-
вать эту программу, и повлияет ли
на неё выделение государством
значительных средств для докапи-
тализации региональных банков?
Разумеется, это скажется, и весьма по-
ложительным образом. Кому конкрет-
но поступят эти средства, решается
сейчас в профильных комитетах и ра-
бочих группах, где принимает участие
и МСП Банк. На наш взгляд, кроме
требований к финансовой устойчи-
вости банка и качеству его кредит-
ного портфеля, обязательно должны
быть предусмотрены условия, позво-
ляющие отобрать банки, для кото-
рых кредитование МСП — ключевая
ниша, которые готовы развивать это
направление и могут оперативно до-
вести ресурсы конкретным предпри-
ятиям.
Что касается нашей географии, то
сегодня партнёры МСП Банка финан-
сируют малые и средние предприятия
в 82 из 85 субъектов Российской Феде-
рации. Мы сотрудничаем с региональ-
ными администрациями (с 54 из них
заключены соглашения), с тем чтобы
информация об условиях финансовой
поддержки была известна предприни-
мателям и чтобы отбирались именно
приоритетные проекты. Ещё одна
цель сотрудничества — подготовка
МСП Банком продуктов, учитываю-
щих региональную специфику.
Особенно активно мы работаем
сейчас с приоритетными территори-
ями, где необходимо дополнитель-
но стимулировать развитие сектора
малого и среднего бизнеса: с Даль-
невосточным и Северо-Кавказским
федеральными округами, а также —
с наиболее проблемными моногорода-
ми, относящимися к так называемым
«красной» и «жёлтой» зонам.
БДМ:
В начале беседы вы говорили
о ваших предложениях, связанных
с МФО, то есть работа с ними про-
должается. Способствует ли ей тот
факт, что микрофинансовые орга-
низации переведены под надзор
мегарегулятора?
Да, сотрудничество с МФО развива-
ется, так же как с кредитными потре-
бительскими кооперативами (в том
числе сельскохозяйственными)
и региональными фондами под-
держки МСП. На рабочем процессе
переход МФО «под крыло» мегаре-
гулятора сказывается позитивно: си-
стематизируются рыночные правила,
вводятся новые стандарты — всё это
идёт на пользу делу. Достаточно ска-
зать, что через эти структуры к се-
годняшнему дню оказана поддержка
более чем 15 тысячам предпринима-
телей.
БДМ:
И ещё один актуальный в ны-
нешних условиях вопрос — о госза-
купках: что-то здесь меняется в пла-
не привлечения малого и среднего
бизнеса?
По текущему году говорить пока рано,
а в 2014-м участие МСП едва ли дости-
гало, по нашим оценкам, 2%. Причины
столь низкого показателя объектив-
ны. Прежде всего — непрозрачность
площадок, начиная от слабости по-
исковой системы, которая неудобна
для мониторинга и не позволяет даже
более или менее точно выявить дина-
мику изменений объёмов госзакупок.
Вторая причина — непрозрачность
самих процедур закупок. Очень ча-
сто контракты с государственными
компаниями требуют финансового
обеспечения, что для многих малых
и средних предприятий автоматиче-
ски означает, что они участвовать не
смогут. Да и сама процедура оплаты
достаточно сложная и неудобная:
между выполнением работ или услуг
и реальным получением денег может
пройти до трёх месяцев, что увеличи-
вает кассовый разрыв малых и сред-
них предприятий и делает участие
в таких тендерах нерентабельным.
При этом подвижки к лучшему
всё же есть — особенно в регионах,
где губернаторы внимательно отно-
сятся к процедуре закупок компаний
с государственным участием. Однако
для того, чтобы малый и средний биз-
нес поверил в эффективность госза-
купок, они должны быть максималь-
но прозрачны.
Вопросы задавала
Людмила КОВАЛЕНКО
38
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
ИЮНЬ–ИЮЛЬ 2015
БИЗНЕС ИЗ ПЕРВЫХ РУК:
ПРАКТИКА