ИГРА
ВДОЛГУЮ…
1
Отсчёт надо вести не от проведения Госсовета, ко-
торый прошёл 7 апреля, а от перечня поручений, ко-
торые были предписаны ведомствам по его итогам (даны
28 апреля, всего таких поручений 14). Поэтому говорить
«о подвижках» пока не просто рано, а очень рано. По сути,
среди этих поручений мало таких, которые касаются непо-
средственно сектора МСП.
Того, что можно назвать реально полезным, не так уж
много: продление до 2018 года действия закона о «малой
приватизации» (с увеличением минимального срока по
рассрочке оплаты при выкупе государственных и муни-
ципальных помещений со стороны МСП). Закон принят
давно, неоднократно продлевался и корректировался, но
«малая приватизация» идёт крайне медленно, со скрипом.
Чем больше мелких частных фирм, тем лучше для эконо-
мики и граждан.
Часть полезного в формулировках просто размыта
с точки зрения результатов: «Генеральной прокуратуре
Российской Федерации провести проверку соблюдения
уполномоченными органами государственного контроля
(надзора), муниципального контроля законодательства
Российской Федерации о государственном контроле при
осуществлении внеплановых проверок субъектов мало-
го и среднего предпринимательства в 2014 году, обратив
внимание на обоснованность их организации и сроков
проведения». Проведут, и дальше что? На практике та-
кие «поручения» и «декларации», как правило (и как это
ни печально), заканчиваются усилением и ужесточением
контроля бизнеса (что показали события конца прошло-
го — начала этого года: массовые проверки МСП, включая
индивидуальных предпринимателей, Роспотребнадзором
и самой Генпрокуратурой, которая ранее этим практиче-
ски не занималась).
Очень много из того, что можно назвать «подготовкой
предложений», — это процесс игры вдолгую. Например,
к 1 августа «провести инвентаризацию существующих
неналоговых платежей и представить предложения по
снижению нагрузки на субъекты малого и среднего пред-
принимательства по таким платежам». Инвентаризация
не подразумевает каких-то обязательных последующих ре-
шений. И даже если они состоятся, могут пройти даже не
месяцы, а годы. Какими итоговыми решениями закончит-
ся — никому не известно.
Ключевое поручение по итогам Госсовета: создать еди-
ный институт развития малого и среднего предпринима-
тельства (теперь ясно, что это будет федеральная госкор-
порация на базе объединения МСП Банка и Агентства
кредитных гарантий). Ключевое — потому что денежное
(на много десятков миллиардов рублей). На эту тему мож-
но написать целую статью, но, на мой взгляд, на сектор
МСП решение о создании «госкорпорации по ларькам»
в положительном ключе на секторМСП никак не повлияет.
2
Проблема спроса присутствует, но не спрос опре-
деляет тренд падения масштабов кредитования
сектора МСП. Статистика ЦБ показывает нам не падение
спроса, а сжатие предложения. В первую очередь речь
идёт о сокращении предложения из-за сжатия ликвидно-
сти в самих банках (свернулось фондирование). Многие
банки отказались не только от специальных кредитных
Владимир БУЕВ
Вице-президент Национального института
системных исследований проблем
предпринимательства
ИЮНЬ–ИЮЛЬ 2015
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
49
БИЗНЕС ИЗ ПЕРВЫХ РУК:
АНКЕТА БДМ