применение этого механизма сопряже-
но с целым рядом рисков, связанных
с его недостаточной прозрачностью
и сравнительной «молодостью», в свя-
зи с чем сложно оценить его эффек-
тивность в долгосрочной перспективе.
Банк России впервые начал ис-
пользовать этот механизм в пери-
од финансового кризиса 2008–2009
годов. S&P позитивно оценивает
тот факт, что российский регулятор
в большинстве случаев поручал про-
ведение санации участникам рынка,
имеющим отраслевые знания и опыт,
причём в каждом конкретном случае
предусматривалась разработка пла-
нов финансового оздоровления, что
обеспечивало повышение ответствен-
ности банков-санаторов. В отличие от
России в некоторых других странах
с развивающейся рыночной эконо-
микой (в частности, в Нигерии и Ка-
захстане) управление проблемными
активами осуществлялось государ-
ственными структурами. В результа-
те процесс урегулирования проблем-
ных кредитов в этих странах оказался
очень длительным и характеризовался
недостаточной прозрачностью и не-
определёнными перспективами в от-
ношении восстановления активов.
В итоге правительство Казахстана не-
давно приняло решение о выходе из
капитала банков, которым оказывало
помощь после финансового кризи-
са 2008 года, и передаче управления
проблемными активами частным ин-
весторам. За шесть лет, в течение ко-
торых проблемные банки находились
под контролем государства, успехи
в восстановлении проблемных акти-
вов были незначительными и объём
проблемных кредитов, накопленных
в период кризиса, даже увеличивался.
Вместе с тем S&P отмечает недо-
статочную прозрачность различных
аспектов механизма финансового оз-
доровления и в России, в частности,
процедур принятия решения о целе-
сообразности финансового оздоров-
ления банка, оказавшегося в стрессо-
вой ситуации, или о его банкротстве,
а также критериев выбора банка-сана-
тора. Кроме того, несмотря на успеш-
ное завершение процедур санации
нескольких российских банков после
2008 года, ряд санаций крупных бан-
ков, начавшихся в течение последних
нескольких лет, пока далеки от завер-
шения, поэтому их результаты ещё
предстоит оценить.
ПРЕИМУЩЕСТВА САНАТОРОВ
На первый взгляд, участие в про-
цессе финансового оздоровления
представляется привлекательным
для инвесторов, поскольку позволя-
ет им получить значительный объём
активов с использованием государ-
ственных средств, а также ряд дру-
гих преимуществ. Первым из таких
преимуществ является прирост ка-
питала. Самый крупный кредит, по-
лученный инвестором от АСВ после
2008 года, составляет 295 миллиардов
рублей ($9,2 миллиарда по состоянию
на 30 сентября 2011 года — дату вы-
дачи). Он был выделен на оздоровле-
ние ОАО «Банк Москвы» и позволил
инвестору — Банку ВТБ (ПАО; здесь
и далее приводятся текущие названия
банков. —
БДМ
) — отразить прирост
капитала в размере 152 миллиар-
дов рублей не только в 2011 году, но
и 100 миллиардов в 2014-м, когда срок
погашения кредита был продлён на
пять лет. В 2014 году четыре банка-са-
натора (Банк ВТБ, АО «Альфа-Банк»,
АО «СМП Банк» и ПАО «БИНБАНК»)
и соответствующие санируемые банки
отразили в отчётности прирост капи-
тала общим объёмом около 118 мил-
лиардов рублей. Агентство ожидает
дополнительный прирост капитала
этих банков и в 2015-м, когда к ним
перешёл операционный контроль над
санируемыми банками, и их консоли-
дированная отчётность отразит весь
объём прибыли в результате получе-
ния дешёвого фондирования от АСВ.
Кроме того, общая сумма отражённой
в отчётности прибыли пока не вклю-
чает второй по величине случай фи-
нансового оздоровления после 2008
года — санацию ОАО «Открытие Хол-
динг» розничного банка «НБ ТРАСТ»
(ОАО) в 2014 году, на которую АСВ
уже предоставило кредит в размере
129 миллиардов рублей.
Участие в процедуре финансового
оздоровления обусловило значитель-
ное увеличение базы активов бан-
ков-санаторов. Активы санируемых
банков варьировались от 5,6 до 50,9%
собственных активов инвесторов в пе-
риод с 2011 года до конца первого по-
лугодия 2015-го; эта доля существен-
но возросла в 2014-м и продолжает
увеличиваться. Наиболее значитель-
ный объём проблемных активов по
ПРИРОСТ КАПИТАЛА В РЕЗУЛЬТАТЕ УЧАСТИЯ
В ПРОЦЕДУРЕ ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ
СРЕДНИЙ РАЗМЕР САНИРУЕМЫХ БАНКОВ ПО СРАВНЕНИЮ
С СОБСТВЕННЫМИ АКТИВАМИ БАНКА-САНАТОРА*
Источник:
S&P.
Источник:
S&P по данным отчётности банков по МСФО.
ОКТЯБРЬ 2015
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
43
АНАЛИЗ:
ОБЗОР