БЮДЖЕТУ
СБАВИЛИ СРОК
Действие бюджетного правила приостановлено. Главный финансовый
план страны сверстают всего на год, а не на трёхлетку, как прежде.
И представят его почти на месяц позже обычного — не к 1 октября,
а к 25-му, поскольку до сих пор нет чёткого представления
по ключевым параметрам.
ФИНПЛАН БЕЗ ПРАВИЛ
Отмена бюджетного правила в ны-
нешних условиях — решение, ло-
гичное в своей вынужденности (как
и в 2008 году, когда его действие так
же приостанавливали). Это прави-
ло определяет не только горизонт
планирования в виде трёхлетки, но
и уровень расходов относительно
предыдущего периода. А главное, ал-
горитм расчёта системообразующего
параметра доходной части российско-
го бюджета — цен на нефть.
После поправок от 2012 года оно
определяет, что начиная с 2013-го
федеральные бюджеты должны вер-
статься на основе не прогнозных на
ближайший год, а средних ретро-
спективных цен на углеводороды:
сначала средних за пять лет, затем,
включая в оцениваемый период
каждый раз по году, в итоге перейти
на 10-летнюю ретроспективу. Тогда
предполагалось, что использование
для расчёта бюджета среднеарифме-
тического значения цены на нефть
за десятилетку избавит выполнение
финплана от неожиданностей — как
в виде провала текущих котировок,
так и в виде внезапных «золотых
дождей» вследствие их конъюнктур-
ных скачков. По новому правилу это
среднее значение объявили своеоб-
разной ставкой отсечения — все до-
ходы от цен выше него направлялись
в суверенные фонды.
Из-за этой цены отсечения буше-
вали академические войны: Минфин
настаивал на том, что нефтегазовые
излишки будут направляться в «ку-
бышку» до тех пор, пока размер ре-
зервного фонда не достигнет 7% ВВП,
оппоненты же утверждали, что и 5%
ВВП — вполне достаточно и лучше
пустить их «на сейчас», на развитие.
Минфин тогда победил.
Такая вот конструкция действо-
вала до сих пор. И наверное, только
специалисты помнят перспективные
прогнозы, рассчитанные по той моде-
ли изначально (потом всё время кор-
ректировали). Например, трёхлетний
бюджет на 2013–2015 годы предусма-
тривал расчёт финплана на 2015-й ис-
ходя из цены на нефть $93 за баррель.
Для 2016-го расчётная цена — $87.
Не смешно.
Так что решение о переходе на од-
ногодичное бюджетное планирование
в текущей ситуации оправдано. При
высокой степени неопределённости
относительно цен на нефть (в обнов-
лённых в сентябре сценариях разви-
тия от Минэкономики Банка России
фигурируют значения от $40 до $75 за
баррель) в трёхлетнем планировании
нет никакого смысла. Скорее всего, ба-
зой для расчёта бюджета–2016 станет
значение $50 за баррель, которое ми-
нистр финансов
Антон СИЛУАНОВ
охарактеризовал как «умеренно опти-
мистичное».
ЕСЛИ ГДЕ-ТО УБАВИТСЯ…
Пока относительно бюджета–2016 до-
стоверен единственный факт: его де-
фицит (эта характеристика неоспори-
ма) должен вписаться в 3% ВВП.
Можно не сомневаться, впишут.
Власти во главе сМинфином вдумчиво
изучают потенциальные возможности
латания дыр: где что порезать, откуда
дополнительно взять. Курс на сокра-
щение текущих расходов стал опреде-
ляющим. «
Мы должны задать повест-
ку инвестиционного роста российской
экономике, мы не должны жертвовать
будущим нашей страны из-за сиюми-
нутных конъюнктурных решений
», —
заявил
Антон СИЛУАНОВ
, выступая
18 сентября на пленарном заседании
Госдумы.
К числу таких «сиюминутных
конъюнктурных» скорее всего будут
отнесены некоторые федеральные
целевые программы. С хронической
регулярностью в числе источников
экономии возникает пенсионная тема.
Оно и понятно: трансферты в Пен-
сионный фонд являются одними из
лидеров в списке бюджетных расхо-
дов — около 3 триллионов рублей на
будущий год с неисключённой потреб-
ностью в дополнительной поддержке
(в текущем году таковая понадобилась
в размере 120 миллиардов рублей).
Но если в течение последнего
года вероятность пенсионной рефор-
мы в целях затягивания бюджетного
46
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
ОКТЯБРЬ 2015
АНАЛИЗ:
МАКРОЭКОНОМИКА