пояса мелькала на уровне слухов об
обсуждениях за закрытыми дверями,
то 23 сентября произошёл её офици-
альный вброс. Выступая перед депу-
татами в рамках Парламентского часа,
Антон СИЛУАНОВ
представил две
реальные идеи. Во-первых, увеличе-
ние пенсионного возраста уже в бли-
жайшем году и, во-вторых, урезание
индексации пенсий: вместо 12% по
реальному уровню инфляции — 4%,
по расчётному среднесрочному уров-
ню. Он пояснил, что каждый процент-
ный пункт индексации обходится в 70
миллиардов рублей, таким образом,
индексация реальных инфляцион-
ных потерь пенсионеров будет стоить
более 800 миллиардов. Понятно, что,
если её симулировать по надуманному
уровню, выйдет дешевле. Народным
избранникам предлагаемые экспери-
менты с пенсионерами не понрави-
лись. Но с большой вероятностью их
убедят, если дойдёт до дела, в целесо-
образности экономии на этой катего-
рии населения.
Из этой же оперы. На стадии ак-
туального обсуждения — уже кото-
рый год, но с явными признаками
оживления этой осенью — тема раз-
морозки-заморозки пенсионных нако-
плений, «временно» отменённых два
с половиной года назад. Прозвучало
предложение направить эти изъятые
средства хотя бы на текущие расходы.
Минфин категорически возражает:
увеличение расходов повлечёт увели-
чение размера дефицита бюджета.
Ещё одна деликатная тема — де-
вальвационные доходы сырьевых
экспортёров. С конца прошлого года
возродилась дискуссия о необходимо-
сти вернуть механизм обязательной
продажи экспортёрами части валют-
ной выручки. Был даже подготовлен
законопроект, так и не поступивший
на официальное обсуждение: власти
в итоге решили, что надо поаккурат-
нее с таким нерыночным механизмом.
Хотя окончательно тема не считается
закрытой.
Недавно Минфин подобрался
к этой же проблеме с другой сторо-
ны: предложил повысить НДПИ и за-
морозить снижение экспортной по-
шлины. Цена вопроса: изъятые таким
способом девальвационные излишки
сырьевиков принесли бы в бюджет
дополнительный доход в размере око-
ло 600 миллиардов рублей. Притом
что продолжает действовать офици-
ально декларированная в прошлом
году норма о неувеличении налогово-
го бремени для бизнеса, окрика на эту
инициативу пока не последовало.
В общем, творческая мысль фи-
скального ведомства работает на
полных оборотах: «дырку» в казне
надо затыкать, без жертв не обойтись.
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ И БЮДЖЕТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРИ ЦЕНЕ НЕФТИ $50 ЗА БАРРЕЛЬ
2014
2015
2016
2017
2018
Цена на нефть Urals, $/барр.
97,6
50,0
50,0
50,0
50,0
Среднегодовая инфляция
7,8
15,9
8,2
7,0
5,5
Курс доллара, руб./$
38,0
61,6
63,6
69,1
68,9
Доходы федерального бюджета, млрд руб.
14 497
12 789
12 917
13 821
13 660
Расходы по бюджетному правилу, млрд руб.
14 832
15 215
15 865
16 651
14 518
Баланс, млрд руб.
–335
–2 426
–2 948
–2 830
–858
Баланс, % к ВВП
–0,5
–3,2
–3,8
–3,3
–1,0
Источники финансирования дефицита, в т.ч.:
Ценные бумаги, млрд руб.
810
692
641
Средства Резервного фонда, млрд руб.
2138
299
Дефицит ресурсов, млрд руб.
1838
217
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ И БЮДЖЕТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРИ ЦЕНЕ НЕФТИ $40 ЗА БАРРЕЛЬ
2014
2015
2016
2017
2018
Цена на нефть Urals, $/барр.
97,6
50,0
40,0
40,0
40,0
Среднегодовая инфляция
7,8
15,9
9,3
7,3
6,2
Курс доллара, руб.
38,0
61,6
77,7
81,9
80,1
Доходы федерального бюджета, млрд руб.
14 497
12 789
12 434
13 070
12 894
Расходы по бюджетному правилу, млрд руб.
14 832
15 215
15 865
16 651
13 763
Баланс, млрд руб.
–335
–2426
–3431
–3580
–869
Баланс, % к ВВП
–0,5
–3,2
–4,3
–4,2
–1,0
Источники финансирования дефицита, в т.ч.:
Ценные бумаги, млрд руб.
810
692
641
Средства Резервного фонда, млрд руб.
2437
Дефицит ресурсов, млрд руб.
184
2888
228
Источник:
расчёты Института «Центр развития» НИУ ВШЭ по данным Минфина РФ.
Очевидно, что «
и то и другое
»
уже
не выходит
. Получается только
что-то одно — и, как
правило,
за счёт
другого. Тут вопрос —
в определении
приоритетов
ОКТЯБРЬ 2015
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
47
АНАЛИЗ:
МАКРОЭКОНОМИКА