Стр. 36 - BDM_11_2015

Упрощенная HTML-версия

Анкета БДМ
КРИЗИС
КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ
Рады приветствовать вас на дне! Оно, говорят, пологое, и двигаться по нему предстоит
неопределённое время: кризис, как утверждают эксперты, — это надолго. А значит,
и свалившийся на нас шок — уже не «ужас-ужас!», а норма жизни, данность.
Первую половину года мы спрашивали вас об антикризисных планах и оперативных
мерах: на «новые вызовы» (так интеллигентно назвали серию перманентных встрясок)
нужно было адекватно реагировать в режиме онлайн и нон-стоп. Многие тогда на вопрос
об адаптации и перспективах развития отвечали примерно следующее: всё слишком
неопределённо, вот когда ситуация стабилизируется — пусть и на очень низких уровнях,
тогда и обсудим, как нам в ней жить.
Похоже, новая реальность обрела свои очертания — не самые симпатичные, ну уж
какие есть. Надеяться на чью-то помощь не приходится, выплываем сами. Самое время
определяться уже по-взрослому: как будем жить?
1
Не единожды в последнее время приходилось слышать совет бизнесу — и всем вместе,
и отдельным категориям: залечь в спячку на данный период, окуклиться. Подразумевалось при
этом не проявление слабости, типа «покинуть поле боя», а как раз проявление силы и мудрости —
в некоторых ситуациях решение о консервации как раз и требует настоящего мужества.
Как вы оцениваете такой вариант? Готовы ли временно законсервировать отдельные направления
бизнеса? Подобно тому, как домохозяйства законсервировали спрос на деликатесы, оставив в своей
потребительской корзине доступный для кошелька «борщевой набор». Что для вас входит в такой
набор?
2
Статистика фиксирует снижение зависимости банков от рефинансирования ЦБ — главного
поставщика ресурсов в последний год. Нашли другие источники фондирования? Или деньги
пока не нужны? А если нужны — то на какие цели?
3
Банк — не сам для себя, банк — это его клиенты. Начнём с физических лиц. Данность:
депозитная база мельчает, кредитование за редким исключением свернулось. Что,
в понимании вашего банка, сейчас нужно частному клиенту и что вы готовы ему предложить?
Собираетесь ли развивать какие-то смежные услуги (страхование, дистанционные сервисы и т.д.)?
Если да, то на какой сегмент ориентируетесь в большей степени — массовый или «штучный»?
Способно ли развитие смежных продуктов составить конкурентную альтернативу прежней модели
массового потребкредитования?
4
Сейчас, похоже, корпоративное кредитование имеет шансы на развитие только в секторах,
отнесённых государством к приоритетам и поддерживаемых госзаказом и госгарантиями
по кредитам: импортозамещение с невысокой инвестиционной ёмкостью (пищёвка, бытовая химия),
АПК, оборонка. Происходит ли у вас «смена состава» корпоративных клиентов, стремитесь ли вы
стать «поближе к госгарантиям»? Как складываются отношения с бывшим фаворитом большинства
банков — торговлей, изрядно просевшей за год? Как решаете проблемы с кредитами, выданными
«в прошлой жизни», по додекабрьским ставкам? Велика ли доля реструктуризаций?
5
Общий совет для кризисных времён — вкладывать в себя: рожать детей, писать диссертации,
повышать уровень образования, заниматься здоровьем. Можно ли его с необходимыми
поправками распространить на банк? Считаете ли, что и банку сейчас время «вкладывать в себя»,
и если да, то что под этим подразумеваете? Словом, какими вы видите внутренние тренды
банковского сектора на ближайший год?
36
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
НОЯБРЬ 2015
БИЗНЕС ИЗ ПЕРВЫХ РУК:
АНКЕТА БДМ