и существует какая-то разблюдовка
по импортной уязвимости конкрет-
ных сегментов, но общественности
её не предъявили.
Весной этого года были утверж-
дены 19 так называемых дорожных
карт (в основном по ведомственному
принципу) по импортозамещению.
К приоритетным отнесены отрасли,
продукцию которых на внутреннем
рынке существенно перевешивают
импортные аналоги: машинострои-
тельная, металлургическая, химиче-
ская, сельскохозяйственная, а также
лёгкая и медицинская промышлен-
ность, фармацевтика и др. Практиче-
ски весь реестр отраслей.
В качестве одного из централь-
ных механизмов содействия им-
портозамещению был создан ФРП,
в чью задачу входит кредитование
на льготных условиях «патриоти-
ческих» промышленных проектов.
Фонд мог ни в чём не отказывать со-
искателям в пределах выделенных
ему 20 миллиардов рублей. По факту
отраслевой разрез кредитования
проектов из средств ФРП примерно
соответствует «рэнкингу» дорожных
карт: из 16,5 распределённых к дан-
ному моменту миллиардов почти
4,5 миллиарда ушли в машинострое-
ние, 3,7 — в медбиофарм, два с хво-
стиком — в химическую отрасль.
Примерно по миллиарду, плюс-
минус, получили проекты в сфере
электроники, металлургии, создания
новых материалов.
В следующем году фонд Мин-
промторга претендует ещё на 20 мил-
лиардов рублей. Скорее всего, он их
получит. Кроме того, в следующем же
году на цели развития промышлен-
ности будет сформирован ещё один
резерв — правительственный. В ок-
тябре президент
Владимир ПУТИН
подписал распоряжение об аккуму-
лировании в нём около 150 милли-
ардов рублей. Правда, этот резерв
будет формироваться в течение все-
го 2016 года, в том числе и за счёт
дополнительных ненефтегазовых
доходов бюджета (до 30% их объё-
ма). Сопоставимые суммы проходят
по целому ряду других смежных про-
грамм.
Средства вроде немалые. Но для
сравнения: на начало октября корпо-
ративный кредитный портфель бан-
ков оценивался примерно в 31 трил-
лион рублей. При этом все стонут, что
кредитов недостаточно.
На фоне оживлённых разговоров
на тему импортозамещения статисти-
ка августа и сентября зафиксировала
как раз увеличение предложения им-
портных инвестиционных товаров.
По оценке ЦМАКП, в среднем за
III квартал, с устранённой сезонно-
стью, их ежемесячный прирост оце-
нивается в 1,3%, в основном — за счёт
восстановительного роста импорта
машин и оборудования.
Потребность предприятий в та-
ком импорте, а также готовность от-
казаться от него оценивалась в ис-
следовании ИЭП им. Е.Т. Гайдара.
Был проведён опрос, в ходе которого
из нашего базового сырья. Этот про-
цесс во многом достроен. А недавно
вводили мощности по полиэтилену,
полипропилену, которые тоже достра-
ивали технологические цепочки. Про-
цесс импортозамещения в отрасли по-
шёл и продолжает идти.
Ещё из положительных подви-
жек: в машиностроении в этом году
выросло производство аккумулято-
ров и элементов питания, притом что
их импорт сократился почти вдвое.
И это тоже вполне логичное заме-
щение: у нас есть сырьё, есть рынок,
даже сопредельные рынки есть — за-
чем же давать карт-бланш китайской
продукции?
Но, пожалуй, в машиностроении
это единственный прогресс текущего
года. В остальных сегментах почти
везде огромный провал. Мы традици-
онно имеем сильные позиции в про-
изводстве гидротурбин и атомных
реакторов — задел прежней школы,
прежней базы сохранился. Но это
узкие ниши. И даже в них есть что
улучшать.
О комплексной оценке эффектив-
ности господдержки импортозаме-
щения в промышленности говорить
пока рано. Определённые позитив-
ные процессы начались. В частности,
усилия в автопроме и фармацевтике
дали определённые результаты.
Но, на мой взгляд, государство
иногда избыточно акцентируется на
важности развития отраслей, актуаль-
ность которых под вопросом. Напри-
мер, у большей части лёгкой промыш-
ленности перспектив по большому
счёту нет: сейчас это удел малораз-
витых стран — так, производство из
бывшего лидера этого сегмента Китая
переводится в Бангладеш. И не со-
всем понятно, а мы-то что собираем-
ся наращивать по тому же текстилю
(да, есть лён, но это тоже узкая ниша)?
Пожалуй, в обувной промышленно-
сти мы могли бы достичь большего,
у нас всё-таки есть сырьё — кожа.
В лёгкой промышленности есть
отдельные узкие сегменты — на-
пример, производство спецодежды,
спецобуви, где компаниям не за-
зорно специализироваться. И в этих
сегментах, кстати, и процессы хоро-
шие—производство спецодежды ра-
стёт не первый год. Хотя, опять же,
могло быть и лучше.
В контексте импортозамещения
инвестиционный импорт — это от-
дельная история. Там состоялось
некое «пассивное импортозамеще-
ние»: импорт машин и оборудования
упал сильно, а производство машин
и оборудования упало слабо. За счёт
разницы в скоростях падения и про-
изошло формальное замещение, ко-
торое не стоит рассматривать как
полноценное. Понятно, что по мере
восстановления инвестиционной ак-
тивности именно импорт будет вос-
станавливаться быстрее и эффект
краткосрочного импортозамещения
будет исчерпан.
НОЯБРЬ 2015
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
61
АНАЛИЗ:
МАКРОЭКОНОМИКА