ОПТИМИЗАЦИЯ —
ЭТО ПРАВИЛЬНО
Елена СКВОРЦОВА
Ведущий советник
генерального директора
банка «Образование»
1
Правильная позиция любого бизнеса в период кризисных явлений — оптими-
зация. В это время за счёт «ухода» с рынка конкурентов появляется возмож-
ность провести ротацию персонала и привлечь более квалифицированных сотруд-
ников. Поэтому сокращать издержки на персонал не советовала бы. Самое время
повышать производительность труда.
Ну а на вопрос, стоит ли держать бухгалтериюв офисе класса А, бизнес ответил уже в пе-
риод прошлого кризиса.
2
Надо сказать, идея увеличения банковских комиссионных доходов не нова,
западные коллеги столкнулись с проблемой снижения процентной маржи уже
давно и поставили именно на увеличение комиссионных доходов. Желание банки-
ров покрыть административные расходы комиссионными доходами, если посмо-
треть, сформулировано в бизнес-планах многих кредитных организаций. Банки
давно и хорошо развивают данное направление, а перспективы развития, на мой
взгляд, заключаются в снижении наличного оборота в экономике.
3
Хотела бы отметить, что относительно лёгкое прохождение нашим населением
последних двух кризисов, как раз и связано с отсутствием у большинства из них
кредитной нагрузки.
Высокая ставка по ипотечным кредитам не даёт возможности сильно увеличи-
вать спрос на ипотеку в стране. Здесь для банков есть большой потенциал расшире-
ния бизнеса, при условии
доступности «длинных»
и относительно дешёвых
средств.
На мой взгляд, рас-
ширяя возможности кре-
дитования, необходимо
учитывать опыт наших
ближайших соседей —
стран Прибалтики, в част-
ности Латвии, где закредитованность населения в 2007 году достигла 100%. Банки
понесли серьёзный урон. В итоге население до сих пор не оправилось от кризиса,
разразившегося в 2008 году, а размер кредитов под залог недвижимости в период
кризиса стал больше стоимости самой этой недвижимости, уровень невозврата до-
стигал 60%. Самые законопослушные кредиторы с учётом резкого снижения доходов
домохозяйств будут выплачивать свои реструктуризированные кредиты ещё бли-
жайшие 30 лет.
4
Здесь главное — определиться с понятиями. В классическом понимании цифро-
вой банкинг подразумевает отсутствие участия человека в банковском продукте.
Если исходить из этой дефиниции, то пока подходы в банковском регулировании не
дают такой возможности.
6
В период кризиса банки ждут послабления в действиях регуляторов, но послед-
ние годы показали, что они настроены ужесточать свои требования и продол-
жать расчистку банковского сектора от «слабых игроков».
Хотелось бы, при увеличении регуляторного давления на банки, чтобы регуляторы
оценивали рост издержек банковского бизнеса, с этим связанный. Уровень операционных
издержек на взаимодействие с регуляторами (Банк России, Росфинмониторинг) очень вы-
сокий.
Относительно
лёгкое
прохождение
россиянами
последних кризисов
связано
с отсутствием
у большинства
из них
кредитной нагрузки
44
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
МАРТ 2016
БИЗНЕС ИЗ ПЕРВЫХ РУК:
АНКЕТА БДМ