Стр. 88 - BDM_2016-03

Упрощенная HTML-версия

Бахаре Сазманд.
Навруз: праздник, объединяющий
народы
Садра
Научное исследование посвящено исто-
рии и культурологическим аспектам тра-
диционного весеннего праздникаНавруз,
который с незапамятных времён отмеча-
ется в Иране и сопредельных странах.
Изначально он знаменовал начало земледельческих работ,
а потому идеи плодородия и надежды на богатый гряду-
щий урожай являлись главными. Традиционным блюдом
является сваренная с растительным маслом каша из тол-
чёных проростков пшеницы и муки.
«Праздничный стол
«хафтсин», который накрывается в иранских семьях на
полу или на столе… включает в себя семь видов продуктов.
На этом столе пророщенная пшеница символизирует све-
жесть и обновление жизни, рута (аспанд) — месяц Эсфанд,
яблоко — любовь и нежность…»
Этот праздник своей яр-
кой красочностью привлёк внимание европейцев, которые
стали отмечать его в Лондоне, Париже, Москве... Решением
ООН с 2010 года весной отмечается Международный день
Навруз, призванный способствовать всеобщему примире-
нию, добрососедству и пропаганде семейных ценностей.
Дмитрий Щедровицкий.
Слушая Нагорную проповедь
Теревинф
Книга видного учёного-библеиста по-
священа всестороннему анализу одного
из самых известных текстов Священ-
ного Писания. Автор исследует, к при-
меру, не только философский и нрав-
ственный смысл знаменитых заповедей
блаженства, но и тот психологический эффект, который они
производили и по-прежнему производят на людей. Столь же
подробно разбираются фрагменты, посвящённые гневу и не-
добрым словам:
«А о чём это говорит? А вот о чём: каков
бы ни был человек, надо стараться, разумно воздействуя на
него, найти с ним общий язык. Если же ты «выносишь ему
приговор»
, что он безумен, то окончательно порываются все
связи между вами, разрушается сама возможность общения
и человеческого единения». В книге отмечается, что боль-
шинство высказываний, относящихся к Нагорной пропове-
ди, и приводимых в ней притч парадоксальны, но этот пара-
докс призван отключить стереотипное восприятие и помочь
человеку подняться над эгоистическими побуждениями.
Анри Корбен.
История исламской философии
Садра
Этот труд принадлежит перу всемирно известного учё-
ного и философа, одного из виднейших специалистов
по истории религий, основавшего отдел иранистики
во Французском институте в Теге-
ране и создавшего Международный
центр сравнительного религиове-
дения в университете Иерусалима.
В издании говорится о знаменитых
мудрецах: Аверроэсе, Сухравани
и других, о том влиянии, которое их
работы оказали на развитие европей-
ской философской мысли. Напри-
мер, Аввероэс — под таким латинизированным именем
остался в истории европейской философии Авен Рушд,
уроженец Кордовы — прославился своими коммента-
риями к большинству произведений Аристотеля, ко-
торые, будучи переведены на латынь, стали основой
целого философского направления, аввероизма. А Ибн
Араби, увидевший свет в знатной арабской семье в Ан-
далузии, создал множество метафизических трактатов
и суфийских поэм, в которых гностические аспекты
представлены с помощью лирических образов. Уделено
внимание и философскому наследию Ибн Сины, кото-
рый
«в детстве был не по годам развитым ребёнком. Его
образование было энциклопедическим и включало в себя
знание грамматики и геометрии, физики и медицины,
юриспруденции и богословия»
, — а потом стал одним из
самых известных в Европе учёных Востока. В тексте рас-
сказывается о влиянии восточных мудрецов и учёных на
европейскую культуру, о философии языка и священной
истории.
Карина Чумакова.
Нью-Йорк. Заповедник небоскрёбов,
или Теория Большого яблока
Эксмо
Чем отличается этот мегаполис от сво-
их многочисленных, но часто стерео-
типных воплощений в кино и книгах?
Автор книги, специалист по дизайну
и архитектуре, прожившая несколь-
ко лет в Нью-Йорке, рассказывает не
только об истории города, его достопримечательностях,
но и о жизни этнических районов, парках и музеях, обще-
ственном пространстве.
«Доходные дома в Нижнем Ист-
Сайде — это зачастую переделанные под «коммуналки»
дома преуспевающих семей, переехавших на север Ман-
хэттена в первой половине XIX века… Когда историки
впервые оказались внутри, они обнаружили настоящую
капсулу времени: дом стоял нетронутым с начала века»
.
Так появился уникальный музей быта нью-йоркского
рабочего класса конца XIX — начала XX века —
«в боль-
шинстве своём недавних эмигрантов из Германии, Поль-
ши, России и Ирландии».
Раздел ведёт
Алекс ГРОМОВ
МАРТ 2016
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
87
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ:
АФИША