Стр. 89 - BDM_2016-03

Упрощенная HTML-версия

П
апа Климент и Патриарх Ки-
рилл встретились по-русски—
троекратным целованием,
а расставаясь, двукратно поликовались,
как принято в Европе. И даже если бы
не было совместной декларации, одной
этой «картинки» довольно, чтобыпонять:
тысячелетняя взаимоизоляция заверши-
лась. Подчёркивая равновеликость двух
иерархов, их встреча признаёт и равно-
ценность двух цивилизаций, выросших
от одного корня. Только на этой основе
возможно их
со-трудничество
, способ-
ное преодолеть великую беду дома, рас-
коловшегося в самом себе и ставшего
в итоге лёгкой добычей…
Когда-то в далёком детстве я с удив-
лением узнал, что главная площадь стра-
ны названа Красной не по цвету нацио-
нального флага, а потому что красивая.
И белоснежный осётр по той же причине
зовётся красной рыбой, и главный угол
в доме тоже — красный. Это особое, са-
кральное восприятие красоты в русском
языке долгие годы мне не давало покоя.
И сейчас я радуюсь, когда слышу, как ве-
дущий ток-шоу, выслушав остроумный
выпад оппонента, говорит: «Красиво».
Красота — чувственное восприятие
гармонии, в отличие от разумной мате-
матической симметрии. Собор Василия
Блаженного асимметричен. Икак красив!
На тех же принципах возник русский
модерн — концентрированное проявле-
ние нашей ментальности, превратившей
эклектику в гармонию. А вслушайтесь
в слова Суворова: «Мы — русские, какой
восторг!» Вряд ли кому-либо удастся вы-
явить в них логику. Но как цепляет. И не
требует никаких пояснений.
А вот Гегеля Россия так и не смогла ро-
дить. Не было у нас «классической немец-
кой философии», которая замахнулась
на задачу — в принципе неразрешимую:
поверить алгеброй гармонию. Не решила,
конечно, но прорыв разума пришёлся как
нельзя кстати нарождающемуся капита-
лизму с его опорой на житейский прагма-
тизм. Такое сочетание породило спрос на
науку и помогло воплотить формулыме-
ханики в машинное производство, кото-
рое можно повторять снова и снова. Была
открыта дорога техническому прогрессу,
а разум—возведён в абсолют. И это тоже
ментальность.
Пётр, конечно, подобными глупостя-
ми не заморачивался. Он просто выписы-
вал в страну толпы европейцев—строить
корабли и города, закладывать осно-
вы русской науки. А Екатерина и вовсе
устроила немцам массовое переселение
в необъятные степи Поволжья. Многие
из приглашённых прижились, приняли
православие и искренне служили новой
родине, почитая за честь отдать за неё
жизнь. Поэтому мы нисколько не удив-
ляемся, чтоАнтонАнтонович, лицейский
друг Пушкина, носит фамилию Дельвиг.
За такую открытость России не раз
приходилось платить. В эти дни мы
вспоминаем многочисленные войны
с Турцией и гордимся, что их выиграли.
Но ведь все они были затеяны с подачи
«друзей» — англичан, французов, нем-
цев. В этом противостоянии нация об-
ретала своюидентичность. Ине только на
поле боя. Приглашая итальянцев, чтобы
построить Кремль и европейские дворцы,
мы не забывали, что и сами умеем возво-
дить красоту не хуже, хотя и другую. Та-
кой замес, внутренняя столетняя война
западников и славянофилов, лояльность
к укладу жизни национальных окраин—
всё это формировало иную, отличную
от Европы цивилизацию. И совершенно
гениально это проступает в есенинском
образе первопрестольной: «Золотая дре-
мотная Азия опочила на куполах…»
Да, гегелевскаяпирамидамироустрой-
ства многогранна, логична и даже краси-
ва. Но — при необсуждаемом условии:
слабый подчиняется сильному. А этот-
то принцип как раз и сломался. Кризис,
в который всё глубже погружается мир,
вначале называли финансовым, потом
экономическим, а теперь уже все сходят-
ся, что он системный. Но очевидным это
было и раньше, когда запускали в оборот
термины«постиндустриальное общество»,
«постмодернизм». Ключевая в них—при-
ставка «пост»: мы уже знаем, что система
себя изжила, но не понимаем, что придёт
ей на смену. С тех пор уверенность в не-
жизнеспособности формулы «золотой
миллиард против всех остальных» только
укрепилась, а знаний не добавилось.
Между тем ещё в 2007-м в мюнхенской
речиПутин обозначил иновые принципы,
иконтурымира, которыйможнопостроить
на их основе. Не услышали. Точнее, не за-
хотели, адляверностиподтолкнулиГрузию
к военной провокации. Тогда, собственно,
ивозниклопонятие—«побуждениекмиру
агрессора». Военными средствами, раз уж
другого языка он не понимает. Сегодня
Россия умело использует этот инструмент,
сочетая его с высоким искусством дипло-
матии.Ивсёчащенашицивилизационные
подходы торжествуют при формировании
мировой повестки дня.
…Не так давно наш президент заме-
тил, что идеология нам не нужна, а вполне
достаточно естественного патриотизма.
Очень хочется верить, что вырвалось это
в запале дискуссии. Безусловно, и патрио-
тизм, и православие — великие силы.
Но никогда страна так не нуждалась в хо-
рошей теории, которая быосмыслила про-
шлоеипомоглапровидетьнашебудущее.
88
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
МАРТ 2016
POST SCRIPTUM
О
сретении двух Церквей, Гегеле
и мировой повестке
Виталий КОВАЛЕНКО