И
дея регулирования разного
уровня — революционная.
По сути, из двухуровневой
(Банк России — коммерческие банки)
банковская система может превра-
титься в четырёхуровневую. Уровни
обозначены: регулятор, системно зна-
чимые банки, федеральные банки, ре-
гиональные банки.
Банкиры и эксперты восприняли
идею как перспективную.
Но — дьявол кроется в деталях…
Сколь часто мы используем эту фразу,
чтобы казаться особенно проница-
тельными или умеющими смотреть
далеко вперёд. Никогда ещё на рос-
сийском банковском рынке не воз-
никало ситуации, в которой действи-
тельно так много деталей, в которых
так много места для дьявола.
Риск номер один — что означает
разный уровень регулирования?
Первое, что приходит на ум: чем
ты меньше, тем менее пристально за
тобой наблюдают, тем лояльнее оце-
нивают твои риски и мягче относятся
к резервам. Что вполне логично — по-
тенциальный риск от падения малого
банка менее вредоносен для экономи-
ки, социума, фонда страхования вкла-
дов и общейфинансовой стабильности
в стране. Сейчас кто-то снисходитель-
но улыбнётся, но, извините, это так.
Соответственно, такой малый банк,
с большим правом на манёвр, может
более лояльно оценивать заёмщиков
в среде малого и среднего бизнеса, бо-
лее активно и под меньшие проценты
(ведь к его резервам отнесутся более
либерально) кредитовать его…
Как говорил небезызвестный
Шрек: «Ха-ха-ха, ты ещё веришь в ска-
зочки, парниша?»
Вариант номер два — банки де-
лят на категории и соответственно
выстраивают их права. Системно
значимые — о, эти имеют право
почти на всё. Федеральные уже мо-
гут быть отрешены от кредитования
и обслуживания крупных госкор-
пораций и предприятий военно-
промышленного комплекса, от
дешёвой ликвидности ЦБ. Регио-
нальные — этим запретить ещё и ва-
лютные операции (мол, «мал ишшо»).
А потом — «излишние» заимствова-
ния на межбанке... Или — запретить
работать в других регионах, кроме
единственного «титульного» (поня-
тие «региональный» можно понять
буквально). И т.п. и т.д.
Следствие очевидно: вместо кон-
курентных преимуществ («пусть рас-
цветают все цветы») хиреют сначала
«регионалы», а затем «федералы».
А потом (конкуренции-то нет) сис-
темно значимые в целях «оптимиза-
ции расходов» вновь устанавливают
обеденный перерыв в офисах и отме-
няют дистанционное банковское об-
служивание (конечно, с благой целью
«более качественной идентификации
клиентов и борьбы с незаконным обо-
ротом» и пр. — всё ради нашей безо-
пасности).
Перегнул — для красного словца.
Дело не в обеденном перерыве. Дело
в ликвидации рыночной банковской
системы.
Второй сценарий кажется апока-
липтическим. Ох уж эти либералы
и рыночники, вечно видят в начина-
ниях властей только плохое. С чего
вдруг?
Может быть, оттого, что только
несколько десятков банков «допуще-
ны» к работе с предприятиями ВПК?
ЧЕТЫРЕ ВСАДНИКА
БАНКОВСКОГО АПОКАЛИПСИСА
ЭТО ЛЕТО МОЖЕТ СТАТЬ… КАК ЭТО НАЗЫВАЕТСЯ? — СУДЬБОНОСНЫМ
в истории российского финансового рынка. Летом из уст председателя
Центробанка прозвучало предложение изменить банковскую систему
в стране.
В России
сложилась
пусть жёсткая,
но
понятная
, работоспособная система
регулирования.
Четырёхуровневая
банковская
система
— многое придется
формировать
по-новому
16
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
СЕНТЯБРЬ 2016
СОБЫТИЯ И КОММЕНТАРИИ:
КОЛОНКА ЯНА АРТА