Может, оттого, что уже есть «список
27» привилегированных? Может, из-
за новой ситуации в сфере кредитова-
ния малого и среднего бизнеса, когда
доступ к очень неплохой программе
«6,5» корпорации по развитию МСП
получают только банки с капиталом
не менее 50 миллиардов (!) рублей?
Ещё один риск — нормативный.
В России худо-бедно сложилась
пусть жёсткая, пусть не самая ли-
беральная, пусть недружелюбная,
но всё же понятная, вполне рабо-
тоспособная система банковского
регулирования. Четырёхуровневая
банковская система — многое при-
дётся формировать по-новому. Но-
вые циркуляры. Новые нормативы.
Новые инструкции. Новые формы
отчётности. Всё это надо продумать,
обсудить, смоделировать возможные
проблемные ситуации, найти ответы
на вопрос, как их предстоит решать,
и, наконец, выпустить и внедрить.
Дел, мягко говоря, — Эверест. Осо-
бенно если во главу угла поставить
принцип «не навреди»…
Предположим, мы оптимисты. Бу-
дем нацелены на позитив. Но…
В последних числах июля автору
этих строк позвонили из одного СМИ.
Попросили прокомментировать тему
четырёхуровневой банковской систе-
мы. Что можно было сказать? Банки-
ры вздрогнули, но в целом сказали:
«О, а это вариант!» Нацелились на
долгую серьёзную работу — в новом
деловом сезоне. Рабочие встречи.
Консультации. Выступления экспер-
тов. Парламентские слушания. Мо-
жет быть, было бы логично собрать
специальную конференцию по этой
теме. То есть — пресловутый «диалог
с регулятором». Разработать эскизы.
Показать профессиональному со-
обществу. Аккумулировать получен-
ные замечания. Осмыслить. Апгрей-
дить предложения. Ещё раз показать.
И т.д. И тут, примерно в 20-х числах
июля появляется новость: специали-
сты Банка России подготовили зако-
нопроект о внедрении регулирования
разного уровня. Идея из уст шефа ЦБ
прозвучала в начале июля, прошло
три недели (15 рабочих дней!) — про-
ект готов. То есть все возможные ри-
ски, возможные коллизии, ситуации,
оценки потенциального воздействия
на рынок — всё как бы сделано. И не
надо никаких встреч, дискуссий, об-
суждений…
Что это означает? Это означает,
что в ЦБ работают такие гении, всту-
пать с которыми в дискуссию даже
как-то стыдно. За 15 рабочих дней
в разгар отпускного сезона подгото-
вить законопроект, обеспечивающий
принципиальный переход банковской
системы самой большой страны мира
с двух уровней на четыре, это… Это
сверхгениально. В одном случае.
Правда, есть и другой. Это мо-
жет означать, что из виду упущено
столько деталей — какой там дьявол,
там целый ад можно спрятать. Все
девять кругов. Специализированная
преисподняя для всех не системно
значимых.
Рискну предположить — срублено
по-быстрому? Потому что начальство
сказало? Как в былые времена: «Партия
сказала — комсомол ответил: есть!»
Только ведь финансовый рынок — это
не спортивный объект. Он, как люби-
ли говорить прежде и сами чиновники,
требует «тонкой настройки». И тогда
вопрос к настройщикам: в такие сро-
ки… вы гении или халтурщики?
Впрочем, я обозначаю всего лишь
риски. Крайний случай. Вполне воз-
можно, регулятор в спешном порядке
родил законопроект, чтобы «застол-
бить» тему. И на самом деле — готов
к долгому, обстоятельному диалогу
о том, что же такое разноуровневая
банковская система. Тогда забудем
про высказывание Шрека?
Ян АРТ
Главный редактор Finversia.ru,
вице-президент Ассоциации
региональных банков России
СЕНТЯБРЬ 2016
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
17
СОБЫТИЯ И КОММЕНТАРИИ:
КОЛОНКА ЯНА АРТА