ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ
СЕГРЕГАЦИЯ?
1
Банковское сообщество обсуждает три уровня
банковского сектора. На самом деле, если внима-
тельно прочитать доклад председателя Банка России на
финансовом конгрессе, где и прозвучало предложение
о пропорциональном регулировании, то структура сек-
тора представляется более сложной, чем трёхуровневая.
Даже если вывести за скобки Банк России, то кроме трёх
обсуждаемых — системообразующие, федеральные и ре-
гиональные — регулятором обращено внимание также на
санируемые и банки в составе холдингов. Насколько ло-
гично обсуждать группу банков с капиталом менее милли-
арда рублей и их вклад в «риски для банковской системы
в целом»?
Напомню, 50 банков страны контролирует 88% активов
банковского сектора. Так где концентрируются «годами
складывающиеся риски»? Логично ли объяснять измене-
ние регулирования тем, что банки с капиталом до 1 милли-
арда рублей создают угрозы банковскому сектору, а надзор
тратит на них максимум усилий?
Позволю себе процитировать избранные места из до-
клада Эльвиры Набиуллиной:
«Мы должны оздоровить финансовый рынок, освобо-
дить его от слабых и недобросовестных финансовых ин-
ститутов. Этот процесс идёт, но ещё требуется время
для его завершения…Относительно благополучное состоя-
ние банковской системы в целом не означает, что процесс
оздоровления банковского сектора завершён. Накопленные
банками проблемы оказались масштабнее, чем мы ожида-
ли»
. Эти проблемы накопились в банках, начиная с 51-й
позиции? Какие же именно?
«Это в первую очередь относится к значительным
объёмам кредитов, выданных компаниям, связанным с соб-
ственниками банков. Далеко не все из этих компаний
успешны, а проекты на протяжении нескольких лет так
и остаются проектами.
Так же как и собственники, крупные кредиторы банков
нередко связывают размещённые в них свои свободные сред-
ства с финансированием проектов своих собственников
или топ-менеджерами, перекладывая весь риск на банки.
Пользуясь сложностью получения надзором актуальной
информации из зарубежных юрисдикций, банки накопили
значительный объём активов за рубежом. При тщатель-
ной проверке вскрывается, что большой объём сделок с не-
резидентами носит схемный (фидуциарный) характер,
в результате чего иностранная компания или банк не яв-
ляется конечным получателем средств. И в результате
таких транзитных операций средства в конечном счёте
идут опять же на кредитование собственников либо на
фиктивное увеличение капитала банка.
Своевременное выявление подобных схемных опера-
ций, в результате которых подрывается финансовая
Сергей ПОПОВ
Заместитель председателя правления
Кузнецкбизнесбанка
СЕНТЯБРЬ 2016
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
39
БИЗНЕС ИЗ ПЕРВЫХ РУК:
АНКЕТА БДМ