Стр. 49 - BDM_2016-09

Упрощенная HTML-версия

О РАВНЫХ
ПРАВАХ
1, 2
Регулирование усиливается с каждым го-
дом. Поэтому послабления для отдельной
группы банков станут незаметными уже через год–два.
Например, отмена отдельных требований Базеля III и со-
ставление отчётности по МСФО станет незаметными
и несущественными после внедрения новых требований
по консолидации отчётности, раскрытию информации
о связанных сторонах, об управлении рисками, по более
частому формированию отчётности и проведению аудита,
в том числе с учётом роста количества государственных
функций, выполняемых банками, в условиях сохранения
необходимости обработки большого количества информа-
ции в ручном режиме. Регулятор просто не будет успевать
упрощать надзор для категории банков, по которым будет
предполагаться более простое регулирование. Поэтому,
конечно, упрощать регулирование необходимо для всех
банков.
Побочным эффектом считаю появление понятия «ре-
гиональный банк», используемого в проекте закона. Непо-
нятно, как теперь называть себя банку, который 25 лет ра-
ботал в одном из регионов, является банком федерального
уровня и всю жизнь называл себя крупным региональным
банком.
3
Опасность усиления недобросовестной конкуренции
будет в другом: когда во всех подзаконных актах ста-
нет прописываться необходимость работать только с сис-
темно значимыми или федеральными банками. Малые
банки будут по-прежнему отсекаться от работы с государ-
ственными ресурсами, внебюджетными фондами и многи-
ми государственными программами.
4
Упрощение регулирования упростит жизнь таких
банков только в краткосрочном периоде, но ухудшит
в долгосрочном. Банки будут вынуждены думать над своей
перспективой, над стратегией своего развития, в том чис-
ле — как технологически сложных IT-организаций.
5
В первую очередь, всем банкам необходимо дать оди-
наковые права с точки зрения возможности оказания
банковских услуг. Почему по государственной программе
поддержки ипотеки или автокредитования могут работать
только крупнейшие банки? Почему программа поддержки
МСП может проводиться только через достаточно круп-
ных игроков? Почему многие банки не могут обслуживать
и кредитовать оборонные предприятия? Это же не несёт
в себе больших рисков. Даже критерий отнесения кредитов
в портфель однородных ссуд у разных банков формирует-
ся в зависимости от размера капитала банка, и это тоже
является несправедливым, поскольку создаёт преимуще-
ства для крупных игроков, например, при формировании
резервов при перекредитовании клиентов других банков.
Поэтому вопрос не в помощи для отдельных банков,
а в равном правовом поле для коммерческих банков.
Проблема — в излишних для крупных банков преферен-
циях, искусственно создаваемых годами в документах ми-
нистерств и Банка России.
Сергей БУРЦЕВ
Председатель правления ПАО «Челябинвестбанк»
СЕНТЯБРЬ 2016
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
49
БИЗНЕС ИЗ ПЕРВЫХ РУК:
АНКЕТА БДМ