Стр. 55 - BDM_2016-09

Упрощенная HTML-версия

ПОМОЖЕТ
ДИДЖИТАЛИЗАЦИЯ
Игорь ЖИГУНОВ
Первый заместитель
председателя правления
АО «Банк ЖилФинанс»
6
Диджитализация банков затрагивает абсолютно всех участников рынка финан-
совых услуг вне зависимости от их величины. Вопрос прежде всего в масштабах,
качестве и сервисной составляющей для клиента. Клиенты всё чаще обслуживаются
в онлайн-банкинге, чему способствует, с одной стороны, проникновение Интернета,
внедрение 4G и популяризация смартфонов, с другой — стремление банков миними-
зировать операционные расходы, расширить каналы продаж и аудиторию продвину-
тых пользователей. Кроме того, дистанционное банковское обслуживание помогает
не только повысить лояльность клиента и качество продаж, но и расширить линей-
ку предложений продуктов банка на «витрине ДБО». Плюс в диджитализации для
регионального банка —возможность продавать продукт другого банка по агентской
схеме. При этом не только зарабатывать агентскую комиссию, но и за счёт клиентов,
привлекаемых для другого участника рынка, создавать собственную базу для кросс-
продаж.
регулирование, надеемся, придаст дополнительную гибкость в принятии решений
в этом сегменте.
5
Господдержка должна заключаться в выстраивании прозрачных условий игры
и уверенности этих банков в будущем, понимании, почему и зачем отзываются
лицензии у банков и как избежать проблем во взаимодействии с регулятором. При
выстраивании конкурентной среды с равноценными возможностями и прозрачными
правилами для всех игроков рынка, вне зависимости от размера капитала, какой-либо
специфической помощи от государства не потребуется. На текущий момент одной из
проблем региональных банков является отсутствие системы страхования вкладов для
юридических лиц, что не позволяет им конкурировать в привлечении фондирования
в этом секторе с крупными игроками — на это неравенство регулятору стоит обратить
внимание.
6
Пока очевидных прецедентов массово успешных супермаркетов на рынках дру-
гих стран мы не видим, но в будущем возможна эволюция этой идеи до реально
работающей и прибыльной модели. Региональные банки должны заполнять более узкие
ниши, неприбыльные для крупных банков, за счёт своей мобильности и большей эф-
фективности с точки зрения операционных затрат. А модель финансового супермарке-
та поможет им справиться с отсутствием эффекта масштаба и покрытием комплемен-
тарных продуктов предложениями других банков и небанковских компаний.
7
Мы не видим здесь особо сильного роста конкуренции. На рынке розничных
монолайнеров, которые традиционно опирались на более рисковые клиентские
сегменты, сейчас есть тренд кредитования надёжных заёмщиков, что оставляет для
МФО их нишу свободной и минимизирует конкуренцию с банками.
8
Как известно на примере США, модель регионального банка — довольно живу-
чая, и может работать также и в России, с учётом схожих географических масшта-
бов стран. Таким образом, регулятор в этом плане уже присмотрелся к опыту других
стран, но учитывает и специфику России с её тяготением к централизованным струк-
турам с госучастием, предложив разделить рынок новым образом.
СЕНТЯБРЬ 2016
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
55
БИЗНЕС ИЗ ПЕРВЫХ РУК:
АНКЕТА БДМ