уничтожение физических контактов с банками невозмож-
но. Сторонам нужно «видеть глаза друг друга». Точно так
же были разговоры, что печатные СМИ исчезнут и вся
информация уйдёт в Интернет. И ничего. Пресса сильно
сократилась, но миллионы людей читали, читают и будут
читать газеты и журналы — я в этом убеждён.
7
Равных правил игры в банковском секторе России
не существует. Доля государства устойчиво растёт
во всех секторах начиная с 2008 года. И смены тренда на
разворот, к сожалению, не видно. Хотя я убеждён, что гос-
сектор нужно сокращать и доля госбанков невозможно
велика.
8
Мне представляется, что ответ должен быть где-то
посередине. У западных стран за плечами — десятки
лет развития финансового рынка в условиях рыночной
экономики. Их опыт нормотворчества, банковского над-
зора для нас является бесценным. И всё хорошее разумно
нужно применять в нашей практике, что мы и делаем.
Теперь о «своём пути». Базельские правила, как известно,
разрабатывались на основе опыта европейских стран, где
небольшие расстояния, несущественная разница в разви-
тии регионов и нет жуткой концентрации капитала в гос-
банках и столице. У нас же между Москвой и Еврейским
автономным округом (где нет ни одного собственного
банка) — «пропасть в развитии» и тысячи километров рас-
стояния. Если бы предполагаемые послабления для регио-
нальных банков были введены раньше, то банки бы оттуда
не ушли. А сейчас мы имеем то, что имеем. Поэтому, ко-
нечно, необходимо учитывать специфику нашей страны,
и наконец-то монетарные власти прислушались к мнению
банковской общественности. Из опыта других стран я бы
отметил работу немецкого банка Sparkasse. Мне представ-
ляется, что многие госбанки могли бы взять на вооруже-
ние его специализацию в области ипотеки.
РЕГИОНАЛЬНЫЙ БАНК —
МОДЕЛЬ ЖИВУЧАЯ
Дмитрий СМИРНОВ
Руководитель центра
стратегической
координации Росбанка
1
Формат федеральных банков в новом понимании уже существует, к ним отно-
сятся все крупные банки с их системой регулирования. Системообразующие
банки также появились как класс недавно — к ним предъявляются особые тре-
бования, к которым они адаптируются. Таким образом, предлагаемая архитектура
открывает новую модель небольшим региональным банкам, для которых текущее
регулирование — слишком тяжкая ноша, позволяет полноценно встроиться в систе-
му на упрощённом уровне, с соотносимым уровнем рисков для банковской системы
и регуляторной сложностью.
2
Вопрос упрощения отдельных элементов регуляторной политики остаётся
также актуальным, но может быть решён и в рамках новой модели. Для этого
отдельных препятствий нет. Банк России должен предлагать современные методы
регулирования, безбумажную политику отчётности с минимальными бюрократиче-
скими эффектами — вне зависимости от выбора будущей архитектуры банковского
сектора.
3
Рынок МБК в текущем его виде уже имеет некую кластеризацию, где круп-
ные банки обмениваются средствами между собой, банки более низкого
эшелона — между собой. Новая регуляторная реальность, по нашему мнению, не
создаёт дополнительных барьеров, но увеличит стоимость привлечения средств,
что может быть чувствительно для небольших банков. Вопрос также — в качестве
регулирования и доверии к отчётности небольших банков, которая, мы надеемся,
будет улучшаться, и одновременно её будет легче аудировать Центробанку в новой
трёхуровневой формуле развития.
4
Данные меры, безусловно, помогут банкам быть более конкурентными на фоне
больших госбанков с недорогим фондированием и дают шанс воспользоваться
своей мобильностью и искать ниши в секторах, до которых не дотягиваются крупные
структуры: к примеру, в сфере обслуживания сектора малого бизнеса. Упрощённое
54
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
СЕНТЯБРЬ 2016
БИЗНЕС ИЗ ПЕРВЫХ РУК:
АНКЕТА БДМ