реструктуризации»
банковской
системы, то, похоже, правы те на
рынке, кто полагает, что период
«ковровых зачисток» завершается.
По словам
Михаила СУХОВА
,
«на
первый план выходит задача суще-
ственного снижения общественных
расходов на эти цели»
. Акцент сме-
щается на оптимизацию санирова-
ния, а также на повышение отчис-
лений в Фонд страхования вкладов.
При этом регулятор посчитал день-
ги в карманах банкиров и пришёл
к выводу, что дополнительное бре-
мя — вполне посильное: прибыль за
восемь месяцев составила 537 мил-
лиардов рублей, а к концу года пре-
высит 700 миллиардов. Да и прирост
вкладов у основных плательщиков
в фонд — у крупнейших банков в че-
тыре раза превышает средний темп
по системе. Что тоже неудивительно:
именно они, перехватывая клиенту-
ру тех, кого выводили с рынка, и ста-
ли основными бенефициарами трёх-
летней реструктуризации.
Оптимизация санирования пред-
полагается в двух основных направ-
лениях. Во-первых — самооздоров-
ление. С 1 сентября вступили в силу
положения закона, которые дают
право владельцам кредитных органи-
заций разной величины представить
в Банк России трёхлетние планы
повышения устойчивости их фи-
нансового положения. Такой подход
предполагает достаточно высокий
уровень доверия, что, по мнению ре-
гулятора, можно будет обеспечить
путём серьёзной проверки реально-
сти намерений собственников, а так-
же достаточности их финансового
потенциала.
Второе направление связано
с переходом к более экономной
модели санирования. Это значит,
что с момента введения временной
администрации устанавливается
мораторий на удовлетворение тре-
бований всех кредиторов, и, по рас-
чётам, это позволит сберечь 5–10%
средств, выделяемых на санацию.
Одновременно в капитал проблем-
ного банка будут целевым образом
инвестированы необходимые ресур-
сы через управляющую компанию,
что даст возможность, по мнению
регулятора, сэкономить ещё до 30%
издержек. При этом, подчеркнул
Михаил СУХОВ
,
«мы не нацелены
на огосударствление банковского сек-
тора и будем стремиться как можно
быстрее выйти из капитала сани-
руемых организаций
.
Усилия должны
быть направлены на скорейший их
вывод в режим нормальной работы
и получения прибыли —
в интересах
повышения стоимости и привлека-
тельности для потенциальных по-
купателей»
. Если, конечно, таковые
найдутся.
Ещё одна сегодняшняя реаль-
ность — выделение региональных
банков в отдельную категорию.
На этот статус претендуют 276 кре-
дитных организаций: они распола-
гают капиталом менее миллиарда
рублей, а 175 из них — менее 500
миллионов. Суммарно, чтобы взять
планку в 1 миллиард, им требуется
142 миллиарда рублей. И, как под-
считал регулятор, это сопоставимо
с рывками, которые совершала бан-
ковская система, беря последователь-
но уровни в 90, 180 и 300 миллионов
рублей.
Суть, однако, не только в фор-
мальном соответствии.
«Небольшие
банки
, — считает
Михаил СУХОВ
, —
обладают и меньшими возможно-
стями в использовании фактора
экономии на издержках. Поэтому их
бизнес должен опираться на простые
финансовые продукты, а также на
понятность и транспарентность —
как факторы устойчивости. В этом
и состоит идея приведения регуля-
тивных требований в соответствие
с объективными возможностями
ОКТЯБРЬ 2016
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
15
СОБЫТИЯ И КОММЕНТАРИИ
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПАРТНЁР РУБРИКИ