Стр. 15 - BDM_2016-11

Упрощенная HTML-версия

«Сейчас появляется большое количе-
ство узких новых профстандартов,
например, по управлению проектами
ГЧП, для сотрудников пенсионных
фондов и пр. И появляются предло-
жения: давайте под них введём в си-
стеме высшего образования новые
направления подготовки студен-
тов, внесём изменения в норматив-
ную базу, разработаем новые ФГОС.
При этом вузу придётся заново про-
ходить процедуры лицензирования
и аккредитации. На это нужно вре-
мя и деньги».
Смысл в «локализации» каж-
дого отдельного образовательного
направления, как заметила
Елена
ЗИМА
, проректор по учебной рабо-
те Новосибирского государственного
университета архитектуры, дизайна
и искусств, есть в тех случаях, когда
вузу нужно чётко позиционировать
выпускников:
«Если вуз хочет за-
дать своему выпускнику карьерную
траекторию, он может, сделав соот-
ветствующую запись в приложении
к диплому, конкретизировать, какая
у него квалификация, на какие рабочие
места он может пойти; например,
для того, чтобы стать преподавате-
лем по конкретным финансовым или
экономическим предметам в вузе или
школе».
Она напомнила, что с 1 июля
2016 года кадровые службы вузов,
государственных и муниципальных
структур и компаний, согласно из-
менениям в законодательстве, обя-
заны принимать персонал на основе
требований профессиональных стан-
дартов.
«При этом излишняя дета-
лизация информации о полученной
профессии в случаях, когда этого не
требует закон, может создать точки
дополнительной напряжённости при
трудоустройстве выпускников»,
предостерегла коллег
Елена ЗИМА
.
Председатель секции по финан-
сам ФУМО «Экономика и управле-
ние», проректор по магистратуре
и аспирантуре Финансового универ-
ситета при Правительстве РФ
Ека-
терина КАМЕНЕВА
отметила, что
принятый в мае прошлого года закон
более жёстко регламентирует зави-
симость федеральных государствен-
ных образовательных стандартов от
профессиональных. Теперь ФГОС
должны разрабатываться на основе
профессиональных стандартов, а не
с их учётом, как формулировалось
в прежних редакциях законодатель-
ных актов.
Как заметила
Елена ЗИМА
, проб-
лема в том, что на гармонизацию за-
конодатель отвёл всего год:
«Я не
знаю, почему датой завершения та-
кой огромной работы назвали 1 июля
2017 года. Нам дали всего год с момен-
та вступления в силу профессиональ-
ных стандартов, которые к тому
же далеко не совершенны. Почему не
подумали о том, что национальная
система профессиональной квалифи-
кации ещё не сформирована?»
При
этом она заметила, что в условиях
очень строгого отношения со сторо-
ны Рособрнадзора к несоблюдению
новых норм закона могут постра-
дать многие вузы, которые не успеют
актуализировать свои образователь-
ные программы:
«Никто не подумал,
как это может ударить по системе
высшего образования».
ВУЗЫ ЗОВУТ РАБОТОДАТЕЛЕЙ
Ещё одну проблему назвала
На-
талья ФАДЕЙКИНА
, ректор Си-
бирской академии финансового
и банковского дела, — слабая заин-
тересованность работодателей в раз-
работке ФГОС:
«Уже не знаешь, как
их привлечь. Ничего не интересу-
ет. Бизнесмены не понимают, что
они — часть нашей профессиональ-
ной системы. Но легче просто ска-
зать: вы не тому учите, это не со-
ответствует нашим требованиям.
А каким требованиям, если они сами
не могут сформулировать, что им
надо, а некоторые даже не знают
о существовании профстандартов?
Получается, поставили телегу перед
лошадью. Высшая школа отвечает
за всё, а работодатель — в стороне»
.
По словам руководителя сибирского
НОЯБРЬ 2016
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
15
СОБЫТИЯ И КОММЕНТАРИИ