и во многих периодах остаются тём-
ные пятна. Издание и чтение такой ли-
тературы, конечно, выходит за рамки
чисто исследовательского интереса,
это общая попытка разобраться в том,
как всё на самом деле было. Можно
даже сказать, что любовь к историче-
ской литературе — удел людей, нерав-
нодушных к судьбам своей родины.
БДМ:
Должны ли читатели ваших
книг быть в какой-то мере под-
готовленными, чтобы воспринять
их, или у вас есть и такие издания,
которые сразу понятны даже неспе-
циалистам?
Во-первых, стоит отметить, что поми-
мо публикаций документов и научных
монографий, рассчитанных в первую
очередь на исследователей, мы издаём
популярные книги по истории, мемуа-
ры, а также нон-фикшн. Такие книги
не требуют от читателей специальной
подготовки. Во-вторых, мы стараемся
снабжать наши книги справочным ап-
паратом для облегчения восприятия
текстов.
БДМ:
Есть ли у вас постоянные чи-
татели и кто они, по вашим наблю-
дениям?
Наши постоянные читатели — это,
конечно же, в первую очередь, наши
же авторы, редакторы, комментато-
ры, собственно говоря, люди, зани-
мающиеся изучением исторического
процесса в разных его аспектах. И мы
ориентируемся именно на них. Разви-
вая издание книг по архитектуре, мы
также рассчитываем прежде всего на
специалистов — архитекторов, искус-
ствоведов. Конечно, приятно, когда
при этом книга оказывается востре-
бована гораздо более широкими кру-
гами читателей.
БДМ:
Ваши книги неоднократно удо-
стаивались многих престижных
премий. Какие из них вам особенно
дороги?
Наверное, всё-таки 12-томная «Ве-
ликая Отечественная», получив-
шая главную премию на «Книге
года» в 2015 году. Это была большая
и серьёзная работа, которая в жизни
издательства на протяжении несколь-
ких лет занимала большое место.
К сожалению, многие достойные
издания остаются за рамками каких-
либо конкурсов, и особенно приятно,
когда такие книги обращают на себя
внимание и получают оценку специа-
листов. Так, в этом году нас неожидан-
но отметили премией Министерства
иностранных дел за альбом междуна-
родного коллектива авторов «Антан-
та. Сердечное согласие в годы Великой
войны».
БДМ:
Какие из недавно вышедших из-
даний вы бы хотели особо отметить?
Из недавних, пожалуй, «Безобразный
Ренессанс» Александра Ли, «Евро-
пейская интеллектуальная история
от Руссо до Ницше» Фрэнка Тернера
и «Воображаемые сообщества» Бене-
дикта Андерсона. Это книги из ново-
го для нас направления —переводной
литературы. И конечно, альбомы
«Московское метро. Подземный па-
мятник архитектуры», «Чудов и Воз-
несенский монастыри Московского
Кремля».
Но вышедшие издания — как
взрослые дети, они живут уже своей
самостоятельной жизнью. А самые
любимые книги — те, что ещё в ра-
боте. Поэтому и скажу о тех, кото-
рые увидят свет до конца этого года.
Альбом «Мир — театр», издаваемый
совместно с Музеем архитектуры, по-
свящён архитектуре и сценографии
российского театра от барокко до
наших дней; «Звуки» Василия Кан-
динского — «книга художника», из-
данная на немецком языке в Мюнхене
в 1912 году, русская версия которой
выходит сто с лишним лет спустя,
к юбилею знаменитого художника;
«Космос» современного философа
Мишеля Онфре, очень популярного
во Франции, но пока малоизвестного
в России; «Дневник» Ольги Берггольц
за 1923-1929 годы, открывающий
полную публикацию текстов её днев-
ников, многие годы скрытых в спец-
хране; наконец, альбом «Мир забы-
тых вещей», позволяющий читателю
окунуться в бытовую историю наших
предков.
БДМ:
А из книг, готовящихся к изда-
нию, что представляется вам особо
интересным?
Мы готовим ряд книг, посвящённых
династии Романовых: воспоминания
великой княгини Ольги Александров-
ны «25 глав моей жизни», «Письма
и доклады великого князя Александра
Михайловича императору Николаю II
(1889–1917)»; гибель членов дома Ро-
мановых на Урале летом 1918 года:
«Материалы предварительного след-
ствия судебного следователя по особо
важным делам при Омском окружном
суде Н.А. Соколова».
Достоин внимания труд Стивена
Пинкера «Как работает мозг». Ав-
тор, лауреат Пулитцеровской премии,
специализирующийся в эксперимен-
тальной психологии и когнитивных
науках, рассматривает человеческое
мышление с точки зрения эволюци-
онной психологии и вычислительной
теории сознания, то есть задаётся
вопросом: работает ли наш мозг, как
компьютер, или всё-таки компьютер
работает, как мозг?
БДМ:
Почему серия «Живая история»
получила такое название? В чём её
изюминка и какой должна быть кни-
га, чтобы туда попасть?
«Живая история» — это серия книг,
издаваемая совместно с Российским
историческим обществом, в сотруд-
ничестве с российскими архивами,
в первую очередь Государственным
архивом РФ, и, пожалуй, любимая
наша серия. Это всегда архивная пуб-
ликация рукописи, тщательная под-
готовка текста, комментарии, указа-
тели, вступительная статья. Среди
авторов — совершенно разные люди,
порой нам даже не удаётся однознач-
но атрибутировать личность автора.
Но мы стараемся публиковать тексты,
где автор пишет о малоизвестных со-
бытиях или представляет известные
события совершенно в новом ракур-
се, при этом в увлекательной форме.
В любом случае это не банальные
ДЕКАБРЬ 2016
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
107
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ:
ГЕОГРАФИЯ ДУШИ