клише отечественной историогра-
фии. Без знания того, как жили, что
думали простые люди, история пре-
вратится в голую констатацию фак-
тов. Эти свидетельства, нанизанные
на каркас официальных источников
и документов, и дают цельную карти-
ну исторического процесса.
В следующем году мы предпола-
гаем осуществить ребрендинг серии
и некоторое расширение её границ.
БДМ:
У вас есть серия «Кавказская
библиотека», в которой недавно
вышла книга «Дорога на Гюлистан».
Насколько тема кавказской истории,
связанная с Российской империей,
востребована сейчас?
Ввиду процессов, в последние деся-
тилетия происходивших на Кавказе
и Закавказье, интерес к этим регионам
вырос, и такая литература не только
популярна, но и остросоциальна.
В прошлом году в этой же серии мы
переиздали великолепную работу
Н.Ф. Дубровина «Кавказ и народы,
его населяющие». Это первая часть
его фундаментального труда «История
войны и владычества русских на Кав-
казе». Первый тираж этой книги ушёл
за считанные месяцы, сейчас в пе-
чати уже третье издание. Читателям
интересна кавказская ментальность,
традиционный уклад, и это именно
тот случай, когда о политике можно
говорить посредством исторической
литературы.
Сейчас у нас в работе целый ряд
книг о Кавказе, как текстовых, так
и иллюстрированных, которые, как
мы надеемся, получат признание у чи-
тателей.
БДМ:
Что вы думаете о современной
научно-популярной литературе?
Ваша серия «За 15 минут» уже
охватывает современные тенденции
психологии, математики, философии
и будет продолжаться дальше?
Научно-популярная литература сей-
час находится на подъёме. Мы тоже
растём, в издательство вливаются мо-
лодые кадры со свежими идеями. Идёт
поиск новых тем, новых сюжетов.
Вряд ли мы будем продолжать серию
«пятнадцатиминуток», но уже в сле-
дующем году планируем расширить
спектр издаваемых книг.
БДМ:
Насколько сейчас актуальны
альбомы по искусству, архитектуре,
истории?
К сожалению, спрос на альбомы сей-
час находится на рекордно низком
уровне. Связано это в первую оче-
редь с высокими ценами и общей
экономической ситуацией. Тем не
менее у нас в работе более двух десят-
ков подобных изданий, создаваемых
с ведущими российскими музеями.
Я перечислю названия некоторых из
них: «Агатовые комнаты Екатерины II
в Царском Селе», «Галерея драгоцен-
ностей Государственного Эрмитажа»,
«Пейзажный парк Просвещения и Ро-
мантизма», «Костюмы народов мира»,
«Архитектура авангарда», «Живопис-
ный Кавказ».
Буквально на днях вышло изда-
ние «Архитектурные альбомы Шан-
тийи и Гатчины. Французский пода-
рок русскому императору», которое
продолжает наше плодотворное со-
трудничество с Музеем архитектуры
имени А.В. Щусева. Эта книга посвя-
щена истории русско-французских
отношений XVIII века и истории ар-
хитектуры.
БДМ:
С чего вы начинаете работу над
такими иллюстрированными изда-
ниями и что в ней является самым
сложным?
Начинаем с идеи. Неважно, чья она,
приходит со стороны или рождается
внутри издательства, нова она или
банальна, но от идеи до книги порой
проходят даже не месяцы, а годы.
Например, так была создана книга
Христиана Готфрида Гейслера, куда
вошли все его «живописные картин-
ки» с сопровождавшими их текстами.
Могу сказать, что ни одна библиотека
в мире не имеет всех изданий Гейс-
лера, и собирать гравюры пришлось
по библиотекам России и Европы.
А самое сложное — совместить все
идеи и фантазии: авторов, дизайне-
ров, возможности полиграфии и при
этом уложиться в реальную смету.
БДМ:
В чём уникальность книжных
проектов, сделанных с музеями?
Сколько времени обычно — если
в данном случае можно употребить
это слово — требуется на подготовку
книги, иллюстраций, текста и науч-
ных комментариев?
Когда идея издания исходит от само-
го музея или архива — будь то книга
к выставке или публикация коллек-
ции, — это обычно огромный пласт
впервые публикуемых изображений.
В запасниках музеев хранятся настоя-
щие клады, о которых порой не знают
даже специалисты. Любой альбом —
это длительная, кропотливая работа.
Начиная от фотосъёмки объектов
108
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
ДЕКАБРЬ 2016
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ:
ГЕОГРАФИЯ ДУШИ