под командованием вице-адмирала Д.Н. Сенявина нанес-
ла поражение турецкой эскадре. В издание включены ста-
ринные иллюстрации, портреты российских флотоводцев,
приводятся фотографии российских монет времён прав-
ления Александра I и орденов.
«Разгром турок у Афонской
горы, а вместе с тем и само присутствие российского им-
ператорского флота в Средиземноморье стало частью
того багажа, который Империя могла отдать за относи-
тельно не позорные условия перемирия, хотя совсем недав-
но потерпела страшное поражение от французов и стоя-
ла на грани катастрофы. Более того, Александр I не дал
официального одобрения переговорным документам; царь
остановил вывод русской армии из Дунайских княжеств,
а позднее добился от Наполеона согласия на приобретения
этого региона Россией…»
А.А. Хисматулин
Сочинения имама ал-Газали
Садра
В этом академическом научном из-
дании собраны и снабжены коммен-
тариями небольшие назидательные
сочинения, созданные прослав-
ленным правоведом и философом
ал-Газали, уроженцем Хорасана,
жившим в XI–XII веках. Его труды
были широко известны не только
на Востоке, но и в Европе, где были переведены на латин-
ский язык. Неизменным ценителем мудрости ал-Газали
был знаменитый итальянский философ и богослов Фома
Аквинский. Произведения, представленные в нынешнем
издании, повествуют о необходимости воспитания в себе
благородных черт характера и умения держаться подобаю-
щим образом.
«Говорят, в Васийат-нама («Письмо с заве-
тами») Шапур, сын Ардашира, сказал сыну: «Если захочешь
кому-то что-то подарить, то старайся, чтобы твой дар
был не меньше цены города или цены деревни, чтобы тот
человек стал богатым и ненуждающимся и чтобы его по-
томки, пока живы, были богатыми благодаря тебе. Тогда
ты будешь числиться среди живущих, а не среди умерших»
.
В книге также впервые представлены и проанализирова-
ны сочинения, которых ал-Газали никогда не писал, но их
приписывали ему, что даёт более полное представление об
отношении к этому мыслителю и восприятии его трудов.
Нильс Хаген
Охота на викинга
Книма
Захватывающий сюжет, осно-
ванный на реальных событиях,
соединяет в себе черты авантюр-
ного повествования и производ-
ственного романа о жизни совре-
менного финансиста. Банковский
топ-менеджер приезжает работать в Москву — попро-
сился в такую даль из родной Дании, чтобы развеяться
после неудачного брака. Теперь он твёрдо уверен, что
буря чувств позади и ничто не способно его взволновать.
«Моя цель — сделать наш банковский филиал лучшим
в Восточной Европе. Зачем? Не знаю… Я живу, чтобы ра-
ботать, и работаю, чтобы жить. Так уж получилось…»
А заодно получилось так, что он научился принимать
российскую действительность такой, как она есть, и рус-
ский язык выучил вплоть до сленга. Потомок викингов
не забыл о любимом оружии пращуров и даже, отойдя от
реконструкторских забав ранней юности, держит дома
небольшую коллекцию боевых топоров. Но вот, кажет-
ся, случайно, а на самом деле по чьему-то точному рас-
чёту он встречает таинственную сибирскую красавицу,
так похожую на его вероломную возлюбленную. Похо-
же, безмятежного существования мирному финансисту
не суждено…
Елена Степанян
О Михаиле Булгакове
и «собачьем сердце»
Теревинф
В издании, посвящённом од-
ному из самых популярных
и экранизируемых произведе-
ний великого писателя, рас-
крываются сложный смысл
и глубинная сущность множе-
ства деталей, описанных Булга-
ковым.
«В «Собачьем сердце» ни одно слово не пропадёт
зря»
. Почему персонажи именно так одеты, используют
эти словарные обороты, имеют такие фамилии, пользу-
ются такими вещами?..
Автор, известный писатель и литературовед, под-
робно раскрывает какова, согласно множеству «гово-
рящих» подробностей, роль самого профессора Пре-
ображенского. Этот подтекст ускользает от многих
читателей, незнакомых с историческими реалиями того
времени и сосредоточившихся на упрощённом проти-
востоянии учёного и Шарикова.
«Да, читатель, Бул-
гаков необыкновенно точен. И он всё знает про своего
героя. И то, что он оперу любит, и какую именно оперу.
Попадись «Собачье сердце» какому-нибудь филологу-
структуралисту, он бы сразу сказал, что опера «Аида»
просто припаяна к тексту произведения. Она звучит
на первой странице, ею завершается страница послед-
няя, она возникает во всех кульминациях»
. Впрочем,
важны не только характерные детали, но именно части
мозаики, из которой и складывается сюжет, проступает
вопрос: что же делает человека человеком?
Раздел ведёт
Алекс ГРОМОВ
ДЕКАБРЬ 2016
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
111
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ:
АФИША