Стр. 36 - BDM_2016-12

Упрощенная HTML-версия

фискальной нагрузки, а также адми-
нистративного давления и крышева-
ния различных структур на местах.
К сожалению, эти явления всё ещё
широко распространены и приводят
к искажению конкурентной среды на
региональных рынках в пользу «свое-
го» бизнеса.
Но если на этом поле взаимодей-
ствия будет достигнут баланс, то
правительство, с точки зрения круп-
ного бизнеса, может спокойно отой-
ти в сторону. В отличие от малого
и среднего, который не может обой-
тись без заёмных средств, деньги
у крупного бизнеса есть. И если будет
обозначена стабильная перспектива
в «правилах игры», он начнёт инве-
стировать. Прежде всего, разумеет-
ся, в развитие собственного произ-
водства, но не только. Исследования
и экспертные оценки показывают, что
при благоприятных условиях, только
за счёт средств предприятий можно
закрыть до 50% требуемого объёма
инвестиционных ресурсов.
БДМ:
Добавим к этому 8%, которые
в общем объёме инвестиций при-
ходятся на банковские кредиты.
Но тогда получается, что бюджету
вместе с малым и средним бизнесом
остаётся найти всего 42% средств,
необходимых для нормального раз-
вития страны?
Примерно так. Не надо только упу-
скать из виду, что реальными все эти
цифры и расчёты становятся толь-
ко в том случае, если будут созданы
благоприятные условия. А это само
по себе очень и очень непросто. Да
к тому же требуется ещё и такая труд-
ноуловимая вещь, как доверие, кото-
рое в первую очередь опирается на
способность власти последовательно
и неукоснительно исполнять свои
обещания. А здесь особенно трудно
рассчитывать на предсказуемость,
и лучший тому пример —недавнее за-
явление, что в правительстве рассма-
тривается вопрос о переходе к про-
грессивной шкале налогообложения
физических лиц. С чего вдруг и поче-
му именно сегодня? Объяснить никто
никогда не сможет. Зато очевидно, что
доверие к власти получило ещё одну
мощную пробоину, и затягиваться
она будет не месяц, а может, и не год.
Вопрос доверия и психология по-
ведения граждан для России чрезвы-
чайно важны. А у нас то и дело воз-
никают новые идеи: то отчисления
в социальные фонды предлагают
пересмотреть, то НДС заменить на-
логом с продаж. А для бизнеса всё
это — очень серьёзные факторы,
определяющие его эффективность.
Любые праздные обсуждения таких
тем первым делом повышают непред-
сказуемость. А с другой стороны, воз-
никает ощущение, что правительство
озабочено только одним: как бы при-
думать ещё один способ получения
мзды с бизнеса. И как реакция —
вопрос: а куда, собственно эти от-
числения идут? На затыкание «дыр»
в бюджете, которые образовались
в результате управленческого брака,
или всё же на формирование ситуа-
ции, в которой «дыры» перестанут
возникать?
БДМ:
Вопрос, конечно, интересный,
вот только ответа на него, боюсь,
мы не получим. Давайте поэтому
перейдём к банковскому сектору.
К сожалению, нынешний год он
провёл «не на облаке», а в стагни-
рующей экономике, поэтому и ре-
зультаты соответствующие: активы
падают, деньги дорогие, и кредитова-
ние реального сектора уже сжалось
на 2 триллиона рублей. Сигналы
тревожные. Мы и в прежние годы не
обходились без трудностей, но эко-
номика росла, и это создавало реаль-
ные возможности, позволяющие на
ходу избавляться от возникающих
дисбалансов. Правда, за девять ме-
сяцев получен относительно непло-
хой финансовый результат: четырёх-
кратный рост — до 530 миллиардов
рублей. Следует, однако, учитывать,
что основной вклад приходится на
Сбербанк. Но рост всё же есть. Зато
численность банков продолжает убы-
вать: за восемь месяцев — ещё минус
74 организации.
БДМ:
Но, может, хоть реформа по-
радует. Честно говоря, я такого
не припомню: летом на санкт-
петербургском форуме впервые
была озвучена идея, а уже в ноябре
регулятор подготовил поправки
в законодательство, которые вводят
радикальные изменения в структуру
и принципы действия отечественной
банковской системы. Как вы оцени-
ваете эти преобразования?
В концептуальном смысле и РСПП,
и Ассоциация региональных банков
России готовы поддержать предло-
жения регулятора. Прежде всего по-
тому, что идея пропорционального
регулирования исходит от банковско-
го сообщества, и в прошлые годы она
неоднократно предлагалась в разных
форматах. Небольшие банки спра-
ведливо жаловались на избыточность
нормативных требований к тому биз-
несу, который они фактически ведут.
БДМ:
И что — прошло полгода и уже
просматривается реальное упроще-
ние надзорной нагрузки?
Да, результат, безусловно, просма-
тривается. После сочинского фору-
ма и ряда других встреч концепция
существенно переработана, и в за-
конопроект заложена версия, где
учтены многие наши предложения.
Во-первых, Центробанк отказался
от деления банков на федеральные
36
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
ДЕКАБРЬ 2016
ИТОГИ И ПРОГНОЗЫ
Только движение
в ожидаемом
направлении способно
обеспечить
истинную
стабильность
, порождающую
уверенность в завтрашнем дне и
доверие
,
в котором так
нуждается
бизнес