БДМ:
Ну, взгляд АКРА — достаточно
строгий. Может быть, даже непри-
вычно строгий, ведь ваше агент-
ство — принципиально новое явле-
ние на рейтинговом рынке России.
Кстати, какие ориентиры выбирали
в процессе его создания? Испытан-
ный опыт «большой тройки» или
в методиках национального россий-
ского агентства есть что-то своё?
Все методологии — исключительно
собственные, авторские. Разработ-
кой методологий занимались только
наши сотрудники, в частности, с опы-
том работы в «большой тройке». Для
опытных аналитиков не секрет, что
методологии «тройки» достаточно
ограниченно применимы к уникаль-
ным рынкам, к которым безусловно
относится российский. Задачей АКРА
при создании методологической базы
для присвоения рейтингов по нацио-
нальной шкале было использовать
наилучшие практики там, где это
уместно, но при этом в полной мере
учесть специфику российской эко-
номики. Так как рейтинговая модель
представляет собой сложный алго-
ритм, то добиться этой цели путём
корректировок каких-либо существу-
ющих подходов невозможно. Поэтому
все рейтинговые модели и методоло-
гии создавались с нуля.
БДМ:
Хочу задать вопрос на горячую
тему. Большинство экспертов про-
гнозировали дальнейшее падение
рубля, а он между тем всё крепчает.
В чём здесь дело? И выгодно ли это
укрепление экономике в целом?
По расчётам АКРА, рубль фундамен-
тально на 5–7% слабее, чем текущая
рыночная оценка. Это значит, что но-
минальный курс в ближайшее время
может скорректироваться — после
прекращения действия временных,
конъюнктурных факторов. Роль курса
рубля — балансировать спрос и пред-
ложение иностранной валюты на
внутреннем валютном рынке. В этом
смысле он в равной степени должен
учитывать интересы экспортёров
и импортёров, а также внутренних
валютных заёмщиков и кредиторов.
С точки зрения долгосрочного раз-
вития важнее относительная стабиль-
ность не номинального, а реального
эффективного курса рубля.
БДМ:
Не обойдусь и без вопроса о не-
обходимости структурных реформ
в экономике, эта тема грозит стать
«вечной» — так долго об их необхо-
димости говорят и власти, и экспер-
ты. Как вы считаете, какие реформы
нужно провести в первую очередь?
Какое время может занять этот про-
цесс и есть ли у нас это время?
Существует два основных класса по-
тенциальных реформ. Первый — при-
ведение государственной экономиче-
ской политики к реалиям текущего
момента и ближайшего будущего.
Здесь можно назвать такие меры, как
принятие устойчивого и понятного
бюджетного правила, коррекция фор-
мата пенсионной системы с учётом
большей длительности активной жиз-
ни, формирование приоритета це-
лей Банка России после достижения
основной цели по инфляции, сниже-
ние сезонности государственных рас-
ходов, модернизация системы кратко-
срочного финансирования регионов.
Второй класс возможных реформ—
создание новых стимулов для экономи-
ки на отдалённое будущее. Среди них—
налоговое стимулирование отраслей
с большим экспортным потенциалом,
повышение эффективности труда за
счёт стимулирования эффективного
обмена информацией, создание обра-
зовательных приоритетов и финанси-
рование с учётом прогноза будущих
потребностей в рабочей силе.
Очерёдность проведения может
быть разная, но меры первого типа
в некоторой степени проще, так как
затрагивают в основном государствен-
ный сектор и рассчитаны на довольно
быструю отдачу и избежание очевидно
необязательных потерь от неэффек-
тивности. О конкретном виде реформ
второго типа может быть очень много
разных мнений, что осложняет их реа-
лизацию, но не делает менее важными.
БДМ:
В профессиональном сообще-
стве не прекращается дискуссия
о значении западных санкций: на-
сколько критичны они для состояния
российской экономики и насколько
оправданны наши контрсанкции.
Мнения — диаметрально противо-
положные. Скажем, в агропромыш-
ленном комплексе боятся отмены
санкций и последующего снятия
продуктового эмбарго. Но есть и те,
кто считает, что со снятием санк-
ций все экономические проблемы
решатся сами собой. Кто прав?
Санкции осложняют рефинансирова-
ние внешнего валютного долга отдель-
ных (пусть и крупных) организаций.
За время, прошедшее с момента их
введения, все, на кого это оказывало
влияние, в той или иной мере подстро-
ились. Где-то произошло погашение,
где-то замещение внешнего долга на
внутренний. Кому-то срочность долга
позволяет пока что не особо беспоко-
иться. По оценке АКРА, в терминах
ВВП эффект от гипотетической отме-
ны санкций, скажем, в текущем году,
будет близок к нулю. Курс националь-
ной валюты мог бы укрепиться на еди-
ницы процентов или не укрепиться
вообще (в зависимости от поведения
компаний под санкциями).
Эффект от потенциальной отмены
контрсанкций может состоять в крат-
косрочной дефляции потребительских
На экономику
действует
мощный
фискальный
стимул в виде дефицита
федерального бюджета. Роль и
миссия
денежно-кредитной
политики
в том, чтобы
он
не превратился
просто в инфляцию
МАРТ 2017
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
9
ПОЗИЦИЯ