курс рубля и инфляция. Однако по
таким параметрам, как рост зарплат,
увеличение реальных доходов, ВВП
и инвестиции, прогноз только ухуд-
шился. При реализации самого неу-
дачного, консервативного сценария,
рост российской экономики в 2017
году ожидается на уровне 0,6%. При
более благоприятном развитии со-
бытий авторы документа надеются
на 1,5–2%.
Показательно, что на этих цифрах
сошлись в своих выступлениях поч-
ти все участники, но вот в их оценке
мнения разделились. Например, глава
РОСНАНО
Анатолий ЧУБАЙС
на
встрече с журналистами в кулуарах
форума сказал:
«Если в целом гово-
рить про 2017, 2018, 2019 годы, то моя
позиция такая: Россия способна по-
лучить 1
–
1,5%, может быть, 2%, но,
по оценке МВФ, рост мирового ВВП
3,5%. Это означает, что мы с вами
будем продолжать усиливать отста-
вание России. Мир растёт на 3,5%,
а мы — на 1,5%».
Стоит отметить,
однако, что большинство участников
форума говорили о росте в 1,5% как
об очень хорошем показателе.
Не обошли стороной в своих вы-
ступлениях докладчики и необходи-
мость реформ. Но опять же, в боль-
шей мере это были отвлечённые
рассуждения об их необходимости,
а не конкретные планы оздоровления
экономики.
Дмитрий МЕДВЕДЕВ
в очередной раз продекларировал,
что страна нуждается в структурных
реформах для восстановления нор-
мальных темпов развития, но при
этом признал, что разговоры об этих
реформах ведутся уже 15 лет. Глава
правительства подтвердил курс, ранее
намеченный президентом, на «цифро-
вую экономику». Учитывая прошлые,
официально задекларированные
направления на «модернизацию»
и «инновации», а также результаты
реализации этих курсов, в построе-
ние «цифровой экономики» верится
с трудом.
Первый вице-премьер РФ
Игорь
ШУВАЛОВ
рассказал о переходе пра-
вительства к проектному методу ра-
боты по национальным приоритетам
и стратегическому развитию. Но пре-
дупредил, что предварительные итоги
этой работы можно будет подвести
лишь весной 2018 года. То есть по-
сле президентских выборов. Это лю-
бимая дата наших чиновников, когда
они затрудняются дать определённый
ответ на вопрос или гарантировать
выполнение каких-либо обязательств.
Поэтому говорить о перспективе по-
лучения реальных результатов пока
преждевременно.
НЕЗАВИСИМЫЕ ЭКСПЕРТЫ
Нельзя сказать, что прогнозы незави-
симых экспертов на 2017 год сильно
отличаются от официальных. Цифры
называются те же самые. Но оптимиз-
ма значительно меньше.
«В 2017 году
вполне можно ожидать положитель-
ных темпов роста ВВП и уменьшения
дефицита бюджета. Показательно,
что в 2016 году ненефтегазовые до-
ходы бюджета выросли примерно
на 10,8% по сравнению с 2015-м, что
также свидетельствует о некоторой
стабилизации экономической ситуа-
ции в стране. При этом рост ненеф-
тегазовых доходов был достигнут
на фоне снижения инфляции. Скорее
всего, на фоне положительных тем-
пов роста ВВП дефицит бюджета
в 2017 году уменьшится. Вместе с тем
сдерживающим фактором для роста
экономики остаются высокие про-
центные ставки. Если снижение клю-
чевой ставки будет устойчивым и су-
щественным, то экономический рост
может ускориться и приблизиться
к 1,5
–
2%, что, однако, на фоне роста
мировой экономики вряд ли можно
считать большим достижением»,
—
считает
Евгений ГАВРИЛЕНКОВ
,
доктор экономических наук, партнёр
Matrix Capital и профессор Высшей
школы экономики.
Похожее мнение высказал
Михаил
МАЩЕНКО
, руководитель аналити-
ческого отдела eToro в России и СНГ:
«Надежды на то, что экономика мо-
жет показать рост к концу 2017 года,
ещё остаются: ЦБ обещал оставить
за собой возможность снизить став-
ки в первом полугодии, что должно
будет упростить получение заёмных
средств предприятиям для дальней-
шего инвестирования в своё развитие.
Однако без поддержки экономики госу-
дарством не обойтись — сокращать
расходы в текущей ситуации крайне
неразумно. Тяжёлые времена долж-
ны быть стимулом для руководства
страны активнее реорганизовывать
экономику и развивать производство,
а не уменьшать финансирование от-
раслей. Государство вполне может уве-
ренно себя чувствовать при наличии
умеренного дефицита».
Мнения о вреде дефицита бюджета
для российской экономики разнятся.
Для правительства это — больной
вопрос. Дефицит бюджета для госу-
дарственных чиновников — почти
катастрофа.
Михаил МАЩЕНКО
посмотрел на это с другой стороны:
«ЦБ в данный момент настроен мак-
симально способствовать укреплению
валюты. Правительство со своей
стороны всячески сокращает расходы.
Согласно новому закону о федераль-
ном бюджете, подобная практика
продлится до 2019 года. В теории мы
будем иметь относительно сильный
рубль и отсутствие дефицита бюд-
жета. Поможет ли это экономике?
Нет. Для нормального развития необ-
ходимо проводить реструктуризацию
экономики и делать так, чтобы неф-
тегазовый сектор занимал всё меньше
места в доходах страны. Крепкая ва-
люта России, как стране-экспортёру,
не нужна».
Учитывая
итоги реализации
официально
декларированных курсов на «
модернизацию
»
и «
инновации
», в построение цифровой
экономики верится
с трудом
МАРТ 2017
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
45
АНАЛИЗ:
МАКРОЭКОНОМИКА