Стр. 48 - BDM_2017-03

Упрощенная HTML-версия

автотехники, а сегменты железно-
дорожной, авиа- и водной техни-
ки — до 65%. Около 20% портфеля
приходится на нетранспортное тех-
нологическое оборудование.
РЕФОРМА НАЧИНАЕТСЯ
В 2016 году появилась и стала ак-
тивно развиваться идея регулятора
включить лизинговую отрасль в кон-
тур финансового надзора в той или
иной форме. Реформа предполагает
контроль Банка России над отраслью
через механизм саморегулирования,
а также введение требований к мини-
мальному капиталу компаний, систе-
ме риск-менеджмента и корпоратив-
ного управления.
На текущий момент проект тре-
бований к лизингодателям предпо-
лагает наличие собственных средств
в размере не менее 70 миллионов
рублей к началу 2020 года для уни-
версальных компаний и 20 мил-
лионов рублей для компаний, рабо-
тающих только с малым и средним
бизнесом. Основываясь на результа-
тах анкетирования и данных откры-
тых источников, мы считаем, что из
сотни активных рыночных лизин-
говых компаний 60–70 уже имеют
достаточно средств для удовлетво-
рения максимальным требованиям
(структуру капитала и методику
расчёта собственных средств в дан-
ном случае не рассматриваем). Ещё
20-25 компаний имеют капитал, до-
статочный для работы только с ма-
лыми и средними предприятиями,
а для соответствия уровню универ-
сальной компании им может по-
требоваться суммарно до 500 мил-
лионов рублей дополнительных
вливаний (по состоянию на конец
2016 года).
ВЕРХУШКА АЙСБЕРГА
В прессе — в рамках различных об-
зоров рынка лизинга фигурируют
около 110–120 лизингодателей. При
этом всего в России зарегистриро-
вано около 3,2 тысячи фирм, связан-
ных с лизингом, и это только имею-
щие непосредственно слово «лизинг»
в своём названии, согласно данным
ЕГРЮЛ. По коду ОКВЭД «Финансо-
вый лизинг» поисковые системы на-
ходят и того больше — свыше 7 тысяч
результатов. Значительная часть этих
юридических лиц — просто «спя-
щие» заготовки, включившие лизинг
в перечень своих видов деятельно-
сти в момент регистрации «на всякий
случай». Есть, однако, и действующие
компании малого масштаба, работаю-
щие в рамках небольших региональ-
ных холдингов, — таких, вероятно,
несколько сотен. Кроме того, есть це-
лый пласт небольших компаний (не-
сколько десятков), работающих в от-
раслях, где существуют программы
государственной поддержки, —к ним,
в частности, относятся региональные
операторы Росагролизинга, компании
по лизингу морских судов и пр. Отно-
сительно распространены и лизин-
говые компании, аффилированные
с таксопарками и организациями,
занимающимися автоперевозками,
как правило, регионального неболь-
шого масштаба. В то же время круп-
ные, известные перевозчики зачастую
пользуются услугами тоже крупных
лизинговых компаний федерального
масштаба.
НОВЫЙ УРОВЕНЬ ПРОЗРАЧНОСТИ
Введение требования участия в про-
фильном СРО и исключительности
названия будет способствовать очист-
ке реестра юридических лиц от ком-
паний, не занимающихся лизингом,
и позволит впервые за 20 лет увидеть
полную достоверную картину рынка.
Это потребует от ряда банков, прово-
дивших операции лизинга со своего
баланса, выделить эту часть бизнеса
в обособленное юридическое лицо.
Представляется, что число таким
образом вновь созданных компаний
не превысит 30–50 единиц.
После завершения реформиро-
вания отрасли из неё может уйти до
70–80% юридических лиц, так или
иначе связанных с лизинговыми опе-
рациями (исходя из оценки общего
числа, таких юридических лиц око-
ло 2000 единиц). Прозрачность дея-
тельности оставшихся и достовер-
ность статистической информации
о лизинговых операциях в России
существенно повысятся. В течение
ближайших трёх лет к сотне тради-
ционно открытых рыночных лизин-
годателей может прибавиться ещё
пара сотен «вышедших из тени»,
а объёмы рынка могут увеличиться
на 20–30% за счёт появления новых
данных о сделках (данная оценка
строится на предположении, что
ключевой объём лизинговых опера-
ций в стране приходится всё же на
известные лизинговые компании).
НЕДОЛГОЕ УСКОРЕНИЕ
В 2017 году рынок лизинга ожидает
замедление темпов прироста — до 5%.
Прогноз учитывает «высокую базу»
в 2016 году и высокую зависимость
рынка от динамики крупнейших сег-
ментов: авиатехники и подвижного
состава. При этом сделки по авиа-
ционной технике характеризуются
длительными сроками проработки,
а в сегменте железнодорожного ли-
зинга вдвое сокращена программа
субсидирования покупок инноваци-
онных вагонов, что может замедлить
рост сегмента. Сегментом-драйвером
рынка останется автотранспорт, в ко-
тором удвоен объём государственной
программы поддержки, что расширит
базу потенциальных лизингополуча-
телей.
Новые
требования
регулятора очистят
реестр лизинговых
компаний
и позволят
впервые
за 20 лет увидеть полную
достоверную
картину рынка
48
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
МАРТ 2017
АНАЛИЗ:
ТЕНДЕНЦИИ