Стр. 85 - BDM_2017-04

Упрощенная HTML-версия

Порой мне кажется, что
роман
уже
существует
, — необходимо только
постепенно
раскрыть
его, как рестав-
раторы расчищают старинную
фреску
получается нечто неповторимое. Ведь
читатели — это тысячи ракурсов,
с которых книга видна абсолютно по-
разному. Всё зависит от освещения,
которое сообщает тексту душа и со-
знание читателя, от того мировоззрен-
ческого «фильтра», который присущ
каждому конкретному человеку.
Мне кажется, некоторые читате-
ли подобны исполнителям в класси-
ческой музыке. Среди них есть свои
Рихтеры и Ростроповичи, способные
гениально интерпретировать книгу,
выявить в ней самое ценное и до-
полнить собственным жизненным
опытом.
Для автора большая радость, ког-
да книга прочитывается именно так,
как задумывалась. Это сродни чув-
ству, которое мы испытываем, встре-
тив единомышленника, родственную
душу. С другой стороны, книга имеет
право на свою жизнь и на отношения
с людьми, не зависящие от пожеланий
автора. Порой читатель отвергает мои
заветные мысли и, наоборот, обнару-
живает для себя ценность в тех эпи-
зодах и персонажах, которые казались
мне не столь важными. Это нормаль-
но. Главное, чтобы, читая, человек не
оставался равнодушным!
Самое чудесное, когда после про-
чтения книги в читателе происходит
внутренняя перемена. В романе «Пол-
царства», несмотря на лёгкость пове-
ствования, затрагивается «больная»
тема, вызывающая споры в обще-
стве, — вопрос бездомных животных
и отношения к ним людей. Для меня
огромное счастье, когда читатели
пишут мне, что после книги их от-
ношение к нашим братьям меньшим
полностью переменилось.
БДМ:
Каких чувств и эмоций, на ваш
взгляд, особенно не хватает в совре-
менном мире?
Я думаю, дело не в отсутствии эмоций,
а в их слабой интенсивности. Любое
доброе чувство — любовь, сострада-
ние, радость весеннему дню — только
тогда может принести плоды, когда
мы уделяем ему внимание. А у боль-
шинства из нас для этого слишком
мало времени. Эти эмоции как бы
проскальзывают по поверхности
души, мы их не проживаем, и в итоге
обнаруживаем в себе усталость и пу-
стоту. Поэтому столь целительны все
творческие хобби: сочинительство,
рисование, фотография, кулинария
и прочее — они дают возможность
остановиться и прочувствовать каж-
дое мгновение жизни, глубоко погру-
зиться в свои ощущения.
Ну а если говорить о более гло-
бальных вещах, мне кажется, в обще-
стве не хватает повседневного, «быто-
вого» сострадания. Люди берегут себя
от душевной боли, вплоть до того, что
отказываются читать книги и смо-
треть фильмы, способные выбить
их из равновесия. Но мне кажется,
привычка полностью ограждать себя
имеет побочный эффект. Со временем
«клетки души» отмирают, восприятие
притупляется, и через какое-то время,
вслед за способностью к сочувствию,
исчезает и способность к радости,
счастью.
БДМ:
Чего больше в вашем новом ро-
мане «Полцарства» — характерных
примет нашего времени или вечных
задач, решать которые неминуемо
приходится каждому поколению?
Действие романа происходит про-
шлой весной, а может быть, даже этой.
«Полцарства» — книга о сегодняшнем
дне, о людях, которые видят вокруг то
же, что видим мы. Герои: преподава-
тельница студии рисования, програм-
мист, талантливый врач, успешный
коуч, старшеклассник, мечтающий
посвятить себя животным, — обык-
новенные жители Москвы, вовле-
чённые в необыкновенную историю,
преобразившую каждого из них.
Мир, в котором они живут, — совре-
менный, вопросы, которые им прихо-
дится решать, — вечные. Как человек
становится в полной мере человеком,
только сделав свой выбор в вопросах
добра и зла, любви, предназначения,
так же и герой «очеловечивается»,
совершая трудный нравственный вы-
бор. Другого пути нет.
БДМ:
В центре романа — созданный
подростком-энтузиастом приют для
старых и больных собак, брошенных
своими хозяевами. Почему это место
так сильно воздействует на всех
героев?
Во-первых, этот крохотный приют
расположен на территории одного
из лесопарков. Зелёный остров по-
среди огромного мегаполиса — это
нечто необыкновенное, живущее по
своим законам. Когда люди из шум-
ного города попадают в тишину леса,
слышат запах земли, они становятся
ближе к себе самим, я бы даже ска-
зала — ближе к истине. Кроме того,
тот факт, что ответственность за
животных лежит на школьнике, про-
изводит впечатление на взрослых
людей. Им приходится равнять-
ся на ребёнка, перед ним стыдно
сплоховать. И наконец, лес в кольце
мегаполиса, постоянная угроза из-
гнания приюта, жалость к настра-
давшимся живым существам и к их
попечителю-подростку рождает в ге-
роях отчаянное желание помочь. Это
та ситуация, когда с людей слетает
шелуха и проявляются подлинные
качества, каждый действует на пре-
деле возможностей.
Хотя, должна заметить, при-
ют — не главная тема книги. В цен-
тре романа — история любви
и бескомпромиссной, граничащей
с преступлением, борьбы за право на
счастье. Приют является лакмусовой
бумажкой, выявляющей в человеке
его истинные черты.
АПРЕЛЬ 2017
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
85
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ:
ГЕОГРАФИЯ ДУШИ