Стр. 86 - BDM_2017-04

Упрощенная HTML-версия

БДМ:
Один из героев, преуспевающий
коуч, по ходу романа осознаёт, что
крайне устал, и решает отойти от
своего бизнеса. А можно ли, на ваш
взгляд, предотвратить подобное вы-
горание, сохранить себя, не отказы-
ваясь от деловой активности?
Думаю, в этом вопросе у каждого
свои рецепты. Могу признаться, мне
стоит больших усилий отрывать себя
от мыслей о работе, но делать это не-
обходимо. В качестве ежедневной раз-
грузки мне помогают игры с собакой.
Я стараюсь почувствовать в себе её
весёлую напористую энергию, хотя
бы на 10 минут стать таким же безза-
ботным существом и полностью пре-
даться игре.
Помогает «разгрузить голову» про-
гулка по глухим дорожкам Измайлов-
ского леса или воскресное блуждание
по улочкам старой Москвы. В такие
моменты мне удаётся взглянуть на
родной город глазами туриста. Про-
гулявшись, захожу в кофейню с нена-
вязчивой музыкой и свободным сто-
ликом у окна, пью чай, листаю журнал
или просто смотрю в окно, на прохо-
дящих мимо людей.
Ну а для более глубокой «переза-
грузки» в рамках уикэнда у меня есть
заветное средство: нужно проснуться
в другом городе. Это вовсе не обя-
зательно Париж. Вполне подойдёт
Суздаль или Переславль-Залесский.
Главное — оказаться в отрыве от
привычной обстановки. Я люб-
лю выйти утром в тишину городка
и почувствовать беззаботность путе-
шественника. Это целительно.
Для одного из героев «Полцар-
ства», привыкшего к ритму европей-
ских столиц, таким местом оказался
крохотный городок на Волге — с пы-
лью грунтовых улиц, крапивой и ка-
бачковыми оладьями на завтрак.
Правда, в его случае «отпуск» закон-
чился не просто приливом новых
сил, а глобальной переоценкой цен-
ностей...
БДМ:
Вы ведёте героев или следуе-
те за ними? Бывает ли так, что вам
очень хочется изменить сюжетный
поворот, но известные к тому момен-
ту черты персонажа не позволяют
это сделать?
Если мне удаётся руководить дей-
ствиями героя дальше середины кни-
ги — значит, персонаж не удался. На-
стоящий герой рано или поздно берёт
бразды правления в свои руки и начи-
нает самостоятельно определять свою
судьбу. Порой он совершает ошибки,
и я, как мама подросшего ребёнка, пе-
реживаю и негодую. Но тут ничего не
поделаешь — пусть «набивает шиш-
ки». Главное, что герой живёт, дышит,
любит.
БДМ:
Важны ли для вас реальные про-
образы героев и прототипы мест, где
происходит действие?
У моих главных героев обычно есть
вдохновители. Я могу подобрать пер-
сонажу любую «одежду» — биогра-
фию, черты характера, внешность,
но есть кто-то, кто вдохнул в него
жизнь. В случае с детскими персо-
нажами этим вдохновителем часто
оказывается моя маленькая племян-
ница. Это не значит, что у всех детей
из моих книг её черты, конечно нет!
Но внимание к детской душе и жела-
ние написать о ребёнке пробуждает
во мне именно она.
Что касается места действия, это
всегда те уголки, которые я люблю
и хорошо знаю. Во время работы над
романом «Булочник и Весна» меня
вдохновлял один из красивейших
ландшафтов Подмосковья — холмы
Клинско-Дмитровской гряды. Я ча-
сто бываю там весной и летом. Не-
возможно на словах передать запах
весенней земли, печного дыма, теп-
ло апрельского солнца, под которым
даже можно получить первый загар.
И всё-таки я попыталась это сделать.
Вспоминаю время работы над рома-
ном как счастье.
Действие нового романа располо-
жено на двух полюсах. Первый — ве-
сёлые и людные, полные колокольного
звона улицы Замоскворечья: Пятниц-
кая, Большая и Малая Ордынки. Рай-
он для меня близкий, родной. И вто-
рой полюс — большой московский
лесопарк, в котором я гуляю с дет-
ства и по сей день. Подобные лесные
островки — единственная возмож-
ность отрешиться от суеты большого
города. Это так радостно — просто
идти по дорожкам и слушать птиц…
Мне кажется, если место дорого авто-
ру, если он знает и любит в нём каж-
дый уголок — описание получится
живым, возможно даже, читателю
захочется посетить это место и прой-
тись по следам романа.
БДМ:
На что, как вам кажется, боль-
ше всего похож процесс написания
романа?
В отличие от рассказа, где на вес каж-
дое слово и ответственность за любое
лирическое отступление очень вели-
ка, роман — это большое увлекатель-
ное путешествие. Когда вступаешь
на дорогу, охватывает лёгкая дрожь.
Тут и радость, и страх, и надежда, что
впереди тебя ждёт сокровище. Ты по-
нятия не имеешь, сколько месяцев
и лет проведёшь в пути. Тут можно
и нужно размечтаться вволю, можно
не экономить каждое слово, по край-
ней мере до тех пор, пока не настанет
этап правки.
Порой мне кажется, что роман уже
существует, — необходимо только
постепенно раскрыть его, как рестав-
раторы расчищают спрятанную под
слоями извести старинную фреску.
Это звучит как мистика, но думаю,
что у подобного чувства вполне мо-
жет быть реалистичное объяснение.
86
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
АПРЕЛЬ 2017
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ:
ГЕОГРАФИЯ ДУШИ