Стр. 44 - BDM_2017-05

Упрощенная HTML-версия

расширения бизнеса. В то же время
отмечаются ограниченные возмож-
ности для дальнейшего улучшения
текущих показателей эффективно-
сти, что в свою очередь может оказы-
вать негативное влияние на способ-
ность многих банков генерировать
прибыль.
Специалисты S&P Global Ratings
ожидают, что в рамках мер по сокра-
щению затрат банки, вероятнее всего,
будут продолжать совершенствовать
платформы цифрового банкинга,
а более высокий уровень развития
мобильных банковских услуг будет
оказывать всё более благоприятное
влияние на их показатели. Устарев-
шие банковские IT-платформы при-
водят к задержкам в предоставлении
мобильных банковских продуктов.
Совершенствование внутренних IT-
систем, вероятнее всего, станет одним
из ключевых стратегических направ-
лений для большинства российских
банков. Внедрение IT-систем с целью
сокращения операционной нагрузки,
связанной с большим объёмом мо-
бильных транзакций, необходимо для
дальнейшего повышения эффектив-
ности банковской деятельности и под-
держания уровня конкурентоспособ-
ности в финансово-технологическом
аспекте. В целом банки осознают не-
обходимость развития технологий
в целях повышения качества услуг
и взаимодействия с клиентами, а так-
же для защиты от кибератак, число
которых в будущем может возрасти.
УЯЗВИМОСТЬ
НЕБОЛЬШИХ БАНКОВ
Агентство S&P Global Ratings в 2017
году ожидает дальнейшей концентра-
ции банковского сектора в результа-
те сделок по слиянию и поглощению
и банкротства небольших и средних
банков на фоне дальнейшего усиле-
ния конкуренции между финансовы-
ми организациями.
Конкуренция между банками бу-
дет усиливаться по мере дальнейше-
го повышения уровня концентрации
банковского сектора. По прогнозам
экспертов, крупные банки, по всей
вероятности, будут расширять биз-
нес, в то время как небольшие част-
ные банки станут ещё более уязви-
мыми в меняющихся условиях, что
обусловит дальнейшее продолжение
практики отзыва лицензий или объ-
единение банков с более крупными
финансовыми организациями.
В то время как 10 крупнейших бан-
ков продолжают укреплять бизнес-
позиции, небольшие банки стараются
обеспечить рост бизнеса в сложных
экономических условиях, которые
характеризуются высоким уровнем
конкуренции. Не исключено, что это
может обусловить дальнейшие нега-
тивные рейтинговые действия в их от-
ношении. С 2008 года рыночная доля
10 крупнейших банков увеличилась
примерно с 55% совокупных активов
до приблизительно 70%, что происхо-
дило как в силу органического роста,
так и в результате сделок по слияниям
и поглощениям банковских активов.
По мнению специалистов S&P Global
Ratings, в ближайшие три–пять лет
российская банковская система ста-
нет ещё более концентрированной,
а количество банков уменьшится.
По прогнозам аналитиков, случаи
банкротства банков малой и средней
величины будут происходить и в 2017
году. Большинство финансовых ор-
ганизаций, подверженных такому
риску, имеет небольшую рыночную
долю и характеризуется высоким
уровнем концентрации активов или
обязательств. Кроме того, такие банки
обычно используют бизнес-модели,
основанные на личных взаимоот-
ношениях с клиентами, что может
сказаться на устойчивости кредит-
ных институтов в неблагоприятных
операционных условиях. К тому же,
поскольку Банк России продолжает
расчистку банковского сектора, не-
большие финансовые организации
будут сталкиваться со снижением
уровня доверия клиентов.
Неопределённость с регулирова-
нием оздоровления
Специалисты S&P Global Ratings
ожидают, что в 2017 году Банк Рос-
сии продолжит отзывать банковские
лицензии — главным образом у не-
больших банков и финансовых орга-
низаций средней величины — в рам-
ках процесса, который начался в 2013
году. В 2016 году лицензии были ото-
званы у 94 банков. Но из 616 банков,
имеющих лицензии (по состоянию на
1 марта 2017 года), на долю 10 круп-
нейших организаций приходится
около 70% совокупных активов бан-
ковского сектора. Это означает, что
отзыв лицензий у небольших банков
или финансовых организаций средней
величины будет оказывать ограничен-
ное влияние на деятельность сектора
в целом.
По данным АСВ, в 2016 году про-
цедура финансового оздоровления
применялась один раз, и для этой цели
в бюджете было предусмотрено около
38 миллиардов рублей (в 2015 году —
15 случаев, выделено 487 миллиардов
рублей; в 2014 году — 14 случаев, вы-
делено 383 миллиарда).
Ожидается, что в 2017 году будет
изменён порядок финансового оздо-
ровления проблемных банков. Банк
России намерен принимать прямое
участие в рекапитализации банков,
используя для этого специальный
фонд, а не субсидированное финанси-
рование, предоставляемое через АСВ.
Предполагается, что этот механизм
направлен на сокращение случаев са-
нации банков при помощи процедуры
bail-out и субсидированного финанси-
рования, предоставляемого банков-
ской системе. Аналитики ожидают,
что количество случаев привлечения
кредиторов проблемных банков к их
санации будет постепенно расти (че-
рез механизм bail-in).
По факту необеспеченным креди-
торам возмещают, как правило, лишь
10% средств, размещённых в россий-
ских проблемных банках. И специали-
сты ожидают, что кредиторы будут
в достаточной степени заинтересованы
в том, чтобы согласиться на списание
части их требований, если будет разра-
ботана нормативная база для процесса
санации банков с помощью механизма
bail-in, что сможет повысить уровень
возвратности средств.
44
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
МАЙ 2017
АНАЛИЗ:
ТЕНДЕНЦИИ