Стр. 85 - BDM_2017-06-07

Упрощенная HTML-версия

монастырь, на воды или лёд реки.
И с возможности заглянуть в этом
пространстве в свой внутренний мир,
прежде чем он сольётся (или уж нет,
что тоже бывает) с миром ожидаемо-
го, но желательно — неожиданного
каждый раз спектакля. А далее и зри-
тель, и актёры, и работники театраль-
ных цехов идут на Родную или Новую
сцену Театра «На набережной», на-
встречу одному из миров более чем 40
его разнообразных авторских драма-
тических спектаклей. Мы устремлены
и воодушевлены создавать целостные,
как произведение искусства, и в то
же время открытые, как сама жизнь,
миры, с уважением и вниманием к их
творческим прародителям.
БДМ:
Что для вас важнее создавать:
спектакли или творческую атмосфе-
ру для детей и подростков?
В самом слове «создание» уже за-
ключена метафора строительства,
возведения «кирпич на кирпич» не-
коего здания. Мне же, применитель-
но к творчеству, ближе действенная
метафора взращивания (термины,
уж позвольте, собственные) и соз-
дание условий для личностного
и коллективно-экосистемного духов-
ного фотосинтеза: забота и поддерж-
ка корневым ремеслом; восходящее
питание влагой со-развития; щедрое
открытие возможности устремиться
к свету и, наконец, воодушевление
живой драматической коллизией,
взыскующей человеческой эмпатии
и ведущей, в свою очередь, вслед за
героем драмы к жизнеутверждающей
трансформации в финале спектакля
и самого героя, и зрителя, и театраль-
ного творца. Органический подход —
в пику механистическому? В действи-
тельности оба подхода сочетаются,
как живая ткань и имплант, как две
стратегии решения сложной задачи,
в том числе и творческой, —от данных
и от цели. И при этом риск отнестись
к увлечённому тобой в творчество
человеку, как к объекту — «кирпи-
чу», лишая его субъектности, такой
риск всегда присутствует, как и со-
блазн экономного — в плане затрат
личностной энергии — достижения
общественного признания, пусть
и симуляцией творчества.
БДМ:
Чем отличается театр, где игра-
ют дети, от обычного?
Дети и драматический театр — две
вещи несовместные, словами Пушки-
на, как гений и злодейство, не так ли?
Человеку свойственно избегать всякой
неопределённости, сжигающей энер-
гию жизни: либо скукоживая жизнь
до уже имеющихся в арсенале моделей
поведения; либо получая эти модели от
общества, на тех или иных условиях,
и даже без согласия своего ближайше-
го социума; либо — творчески преоб-
разуя свои модели, расширяя их до не
вмещающейся в них жизни. Последнее,
однако, сопряжено с риском невозвра-
та затраченной энергии. А драматиче-
ский театр, в силу своей специфики,
культивирует конфликты, и актёр их
эмоционально практически исследует
и представляет зрителю. Взрослые ак-
тёры могут безопасно отстроить для
себя проекцию конфликта и работы
с ним в обе стороны — из жизни на
сцену и со сцены в жизнь, а у ребёнка
такой опыт, умение и знания ещё отсут-
ствуют. Маленький ребёнок живёт ещё
не вполне осмыслением, но расширяю-
щимся восприятием мира, а подросток
вовлечён в жизненно важное для него
исследование границ между внутрен-
ним миром и внешним и их взаимных
ограничений. Отсюда две крайности
в драматическом театре детей, в преде-
лах которых подросток раскачивается,
как на качелях, пока они не остановятся
или он не упадёт. Первая—интегриро-
ваться в социум взрослых по правилу
«4 У» — угадать (что взрослым нуж-
но), угодить (взрослым), урвать (что-
то для себя) и уцелеть (в конкурентной
детской, по подобию взрослой, среде).
И вторая крайность — взбунтоваться
и уйти в отрыв от взрослых, в пере-
носном и даже в прямом смысле сло-
ва, по сути копируя их модели соци-
ального устройства. Оба этих предела
и болтание между ними не имеют от-
ношения к творческой игре детей
и к театру, в котором дети творчески
играют. Однако, выходя за эти преде-
лы, можно попытаться взрастить то, на
что взрослые и время тратить не будут,
ибо это излишние затраты личностной
энергии кого-то из них — творческую
экосистему разновозрастного детского
студийного театрального коллектива,
включая профессиональных взрос-
лых, разделяющих с детьми все риски
со-развития, сотрудничества и сотвор-
чества.
БДМ:
Артистическая среда с давних
пор славится конкуренцией, зави-
стью, ревностью, обидами, то есть
чувствами и качествами не слиш-
ком полезными для гармоничного
развития личности. Как вам удаётся
обходить эти подводные камни при
работе с юными актёрами?
Как вода реки обходит подводные
камни? Обтекать! Но при этом реки
не бывает без берегов и дна — русло
необходимо, вместе с текущей водой
оно и составляет реку. Расположение
камней и мелей редко меняется —
можно составить лоцию. Сложнее
с отравляющими экосистему реки вы-
бросами. В экосистемном театраль-
ном творческом коллективе каждый
создаёт узы с каждым, и никто не пла-
нета на орбите авторитарного солнца-
режиссёра. Паутина множественных
творческих уз создаёт новый живой,
динамично развивающийся и одно-
временно расцветающий, плодонося-
щий, увядающий и вновь возрождаю-
щийся мир. Конечно, он подвержен
как внешнему, так и внутреннему
загрязнению. И здесь может помочь
совет Маленького принца Антуана де
Сент-Экзюпери: «Есть такое твёрдое
правило: встал поутру, умылся, при-
вёл себя в порядок — и сразу же при-
веди в порядок свою планету. Непре-
менно надо каждый день выпалывать
баобабы, как только их уже можно
отличить от розовых кустов: молодые
ростки у них почти одинаковые. Это
очень скучная работа, но совсем не
трудная… Иная работа может и по-
дождать немного — вреда не будет.
Но если дашь волю баобабам, беды не
миновать».
ИЮНЬ–ИЮЛЬ 2017
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
85
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ:
ГЕОГРАФИЯ ДУШИ