Стр. 86 - BDM_2017-06-07

Упрощенная HTML-версия

БДМ:
Какое значение имеет театр
в современном мире и как, на ваш
взгляд, оно изменилось со времён
возникновения этого вида искус-
ства?
Всё, что делает драматический те-
атр, — это многократное умирание
и рождение вместе с героями, с ко-
торыми мы — в силу эмпатии — за-
рождаем узы, проходим вместе — как
нечто единое живое — событийный
путь и в финале гибельно расстаёмся.
И в этом смысле зритель приглашается
уйти от страхов одиночества и смерти,
потому что, сопереживая, перестаёшь
ныть и перераспределяешь свои узы
и таким образом оказываешься не не-
коей самостью, а точкой пересечения
силовых линий с другими живыми
существами. Театр это репетирует
многократно, причём— соборно, пуб-
лично. Люди собрались и в момент со-
вместного переживания настраивают-
ся друг на друга — это очень мощный
социальный инструмент. И если он
используется именно таким образом,
то, на мой взгляд, может принести
нам, людям, эволюционную пользу.
А если в театре, который рейтингово
отстраивается, каждый получает толь-
ко свою порцию удовольствия, такой
театр узы разрушает. Его даже можно
назвать театром анатомическим — он
препарирует, разрезает. Сейчас таких
театров немало, оттуда можно выйти
с ощущением, что тебя расчленяли.
Но и здесь есть польза: начать уси-
ленно сопротивляться этому и вы-
работать мощный импульс к жизни.
Если театр осознаёт себя участником
живого эволюционного процесса, он
неизбежно определит свою творческо-
педагогическую парадигму, филосо-
фию и ответственность. Какие риски
у драматического театра? Что между
актёрами и зрителями не возникает
живых токов — уз. Театр «На набе-
режной» осознанно устремлён в это
пространство риска. И если такие узы
возникают, пусть зритель и не впе-
чатлился нашим представлением, но
театр всё же участвовал в некоем про-
цессе жизни, а не только в процессе
зарабатывания на жизнь.
БДМ:
Согласны ли вы с утверждением,
что все люди талантливы?
Все люди одарены жизнью и некоторые
весьма увлечены или обременены поис-
ком её смысла. Для меня смысл жизни
в том, чтобы она продолжалась после
моей индивидуальной смерти, хоть
чуть-чуть энергичней и счастливее для
экосистемыЗемля, чемдоменя. Иимен-
но в этом смысле мне хочется не зары-
вать свой талант в землю, как античную
монету, но пустить её в оборот на благо
Земли. Может ли это стать устремлени-
ем каждого? Теоретически — да. Одна-
ко человеку сейчас свойственно думать
о прибыли с любого оборота. Поэтому
мне и ближе понятие — дар, который
вместе с жизнью есть у всех, как при-
глашение к бескорыстному творческому
дарению — даром, значит. И для меня
одарённым человек представляется не
по совокупности имеющихся даров, но
по вовлечённости в процесс бескорыст-
ного дарения. Отсюда, с моей позиции,
я часто замечаю (без осуждения) мно-
жество одарённых, помимо самой жиз-
ни, разнообразными талантами бездар-
ностей.
БДМ:
Что такое для вас вдохновение
и насколько оно важно в работе ваше-
го театра?
Вдох не бывает без выдоха и переходов
из одного в другой: вдох — переход —
выдох—поворот, как поворот к новому
циклужизнипосле завершенияпрежне-
го. Это мой «Круг дыхания», моя автор-
ская ключеваямодель осознанияжизни,
которую я проецирую на самые разные
циклические процессы, включая день-
ночь, времена года, взаимоотношение
людей и, не удивительно, — на жизнь
человека. В студийно-театральном про-
цессе игровая драматическая методика
и техника «Круг дыхания» находит своё
применение в том, что дети творчески
обращаются к разным возрастам своего
родовогоокружения, укрепляя эмпатию
в первую очередь к ним, а уже потом
к другим живым субъектам и одушев-
ляемым сущностям.
В моей модели творческий человек
в каждыймомент времени—фракталь-
но — несёт в себе все возрасты своей
жизни, включая её завершение, только
не всегда это осознаёт. Так вот, осозна-
ние этого феномена — как откровение,
без усилий и мыслеформ — я и опреде-
ляю в своей модели как вдохновение,
которое может длитьсямгновение, амо-
жет и бесконечно.
БДМ:
Можно ли научить человека
сохранять в себе яркое творческое на-
чало и одновременно адаптироваться
к повседневной жизни, где неординар-
ность далеко не всегда принимается
благоприятно?
Сохранение творческого начала пред-
полагает неустанное творчество в са-
мой жизни, что противоречит по-
пытке адаптации в ней, ибо взывает
к её — жизни — и своей, вместе с ней,
трансформации, предполагающей не-
избежную потерю одной формы жизни
без гарантии обрести новую. Но можно
ограничиться компиляцией, которая
сродни адаптации, и убедить себя и дру-
гих, что это и есть творчество.
БДМ:
По какому принципу вы выби-
раете спектакли для постановки? На
какие из них вы бы хотели обратить
особое внимание зрителей?
Влюблённость в живой, многоуров-
невый, со сложно взаимосвязанными
человеческими узами авторский мир.
Возможность актуального обращения
к теме диалога мира ребёнка с миром
взрослой жизни. Увлечённость дра-
матической событийной траекторией
индивидуального или коллективного
протагониста, с жизнеутверждающей,
пусть даже трагической, финальной
трансформациейи возможностьюдаре-
ния её зрителю как мощной финальной
эстетической реакции. И наконец, ра-
дость сотворчества и творческого роста
в спектакле вместе с детьми и взрослы-
ми товарищами.
БДМ:
Есть ли у вас мечта?
Мечты — как ещё не достигнутой же-
ланной жизни — у меня нет. Кто рож-
дён — не спрячется. Путь Театра «На
набережной» продолжается — идём.
Беседовал
Алекс ГРОМОВ
86
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
ИЮНЬ–ИЮЛЬ 2017
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ:
ГЕОГРАФИЯ ДУШИ