Понятно, что какое-то количество
преподавателей присоединённых ву-
зов не выдержали ритма работы, ко-
торый принят у нас в университете.
И я хочу сразу честно сказать: оста-
ются проблемы вокруг отношения
некоторых сотрудников к учебному
процессу, дисциплине, научной дея-
тельности. Не все привыкли работать
так, как в Финансовом университете.
Они не плохие специалисты, просто
требования в тех вузах были другие:
не было жёсткого контроля проведе-
ния учебных занятий, методического
обеспечения студентов. А перестро-
иться за два–три года могут не все,
как оказалось. Но этот процесс про-
должается, позитивные результаты
уже хорошо видны.
Во время нашей беседы лет пять
назад вы говорили о проблеме рас-
плодившихся коммерческих вузов
и вузиков, поставивших на ком-
мерческий поток выдачу дипломов
и учивших чему угодно и как угодно,
сбивая планку высшего образования.
А сегодня как с этим обстоит дело?
Я жёстко выступал за необходимость
сокращения количества вузов, кото-
рые выдавали дипломы, но не давали
знаний. Несколько сотен вузов и фи-
лиалов были ликвидированы, ото-
званы лицензии у многих вузов, ко-
торые осуществляли непрофильную
подготовку: экономистов, юристов,
социологов, политологов и т.д. Я счи-
таю, всё это положительно сказалось
на качестве подготовки специалистов,
но не следует думать, что все пробле-
мы решены.
Министерство образования, не-
смотря на смену главы, эту линию
продолжает?
Да. Здесь большую роль сыграло
общественное мнение. Рособрнад-
зор вынужден был вести жёсткую
политику. И большая благодарность
местным органам власти, которые
наконец поняли, что лучше иметь
опорные, хорошие университеты на
местах, чем множество недобросо-
вестных вузов.
Я в Казани увидел, что в авиацион-
ном институте открылось отделение
журналистики. И мне стало страшно
летать…
Это ещё не страшно. А вот то, что
в некоторых технологических уни-
верситетах открывали факультеты
здравоохранения, — уже страшнее.
Меня удивляют руководители мест-
ных органов власти, которые хода-
тайствуют об открытии в техноло-
гическом университете факультета
здравоохранения. Там нет ни базы,
ни преподавательского состава.
Что такое учебный процесс? В пер-
вую очередь — качественные пре-
подаватели, потом — качественные
студенты. А какой врач выйдет из
технологического вуза в регионе, где
двух профессоров медицины невоз-
можно найти?
Как вы оцениваете состояние
финансового образования сегодня
и возможные сценарии его раз-
вития? Ведь действительно, как
вы уже сказали, не только волей
некоторых топ-менеджеров, но
и волей рынка зачастую всё сво-
дится к упрощённым моделям,
обслуживанию конвейера. Напри-
мер — кредитного. У нас в стране
долгое время был кредитный бум,
а настоящих фондовых специали-
стов, специалистов по институцио-
нальным инвестициям, по более
сложным продуктам было мало.
Кредитный конвейер забирал всё…
Каковы перспективы финансового
образования?
Мы так и не сформировали настоя-
щий финансовый рынок. То, что
деньги, чьи бы они ни были, долж-
ны работать, говорили ещё класси-
ки. По разным оценкам, у населения
сегодня находится от 11 до 30 трил-
лионов рублей, много временно сво-
бодных денег у предприятий. И эти
деньги не работают на экономику,
потому что нет серьёзных инструмен-
тов привлечения денег в оборот. Это
очень большая проблема финансового
рынка. Наша финансовая система на
95% — банковская система. Поэтому
говорить надо, в первую очередь,
о банковской системе, которая и так
уже сужается до опасного предела.
У нас в некоторых регионах вообще
уже нет никакой банковской конку-
ренции, в лучшем случае остались
один–два банка, которые согласуют
между собой свою кредитную и про-
центную политику. Это уже не рыноч-
ные отношения. Если такими темпами
пойдём, в ближайшее время в стране
установится господство семи–восьми
банков. Это очень плохо.
А финансовое образование меня-
ется вместе с теми тенденциями, ко-
торые есть на рынке. Сейчас активно
внедряем в учебный процесс дисци-
плины, связанные с финтехом, идут
лекции по блокчейну, криптовалю-
там, выпускники пишут дипломные
работы на эти темы. Заработал во всю
мощь учебно-научный департамент
анализа данных, принятия решений
и финансовых технологий. Востребо-
ваны будут выпускники, освоившие
фундаментальные знания и новые
технологии.
Завтра ваш выпускник может уже
не только в банке, но и в компании
телекома пригодиться?
Может. И должен. Мы начинаем со-
вместные программы с крупными
техническими вузами. В этом году
открываем две программы, одну —
вместе с Московским институтом
стали и сплавов, вторую — по корпо-
ративным финансам, с рядом круп-
ных компаний и банков. С наиболее
технологически продвинутыми бан-
ками и корпорациями ведём пере-
говоры о других совместных про-
граммах. Недавно провели большую
конференцию с участием крупней-
ших работодателей по финансовым
технологиям.
Как бы нам ни хотелось, но эра
классических банковских учреждений
проходит. И мы не можем готовить
специалистов прошлого, мы должны
готовить специалистов будущего.
Беседовал
Ян АРТ
Finversia.ru
54
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
АВГУСТ–СЕНТЯБРЬ 2017
АНАЛИЗ:
КАДРЫ, КОТОРЫЕ РЕШАЮТ