Стр. 53 - BDM_2017-08-09

Упрощенная HTML-версия

университетов, всё образование ста-
нет дистанционным и будет идти
онлайн из отдельных центров. Это
глубокая и колоссальная ошибка.
Университет — не только место при-
обретения навыков и умений. Это
ячейка, где человек формируется как
личность. В своё время реформаторы
образования категорически отрицали
роль воспитания в вузе — тоже боль-
шая ошибка. Нельзя забывать о со-
циальной роли университетов. А без
этого никак не получится.
Вторая задача университета —
работа ученика и учителя, работа
совместная. Вот вы вспомнили ан-
тичность — уже тогда это хорошо по-
нимали. Ни одно общество не может
обойтись без формирования лично-
сти ученика учителем. Недостаточ-
но передавать знания с трибуны или
экрана — необходима совместная ра-
бота с учеником. Я ругаю сегодня сво-
их профессоров не потому, что они не
дают знания, а потому, что перестают
общаться со студентами. Профессор,
у которого нет 5–10 учеников, не мо-
жет называться учителем. Ученики
должны продолжать его дело. И задача
университетов — создавать систему,
которая бы позволяла наладить эту
поколенческую связь. Иначе наступит
тот момент, который один американец
назвал «конец истории».
В связи с этим — личный вопрос.
На ваш взгляд, почему советское
образование — как вузовское, так
и школьное — было таким каче-
ственным? Лично у меня ощущение,
что чем больше проходит лет, тем
яснее становится, насколько каче-
ственной была советская система
образования. Вы упомянули о Болон-
ской системе, а не возникает чувство
сожаления, что сменили прежнюю
систему образования?
Не только у вас появляется такая
мысль, но и у многих здравомыслящих
людей. Вот и ректор МГУ академик
Виктор Садовничий недавно заявил,
что мы поторопились с переходом на
Болонскую систему. И он прав. К со-
жалению, решения принимали другие
люди, считающие, что советская си-
стема образования была негодной, на-
пихивающей в детей огромное коли-
чество знаний. Получается, что дети
не нуждаются в знаниях, им важно
освоить некоторые компетенции, уме-
ние работать с компьютером. Но ведь
в своё время президент США Джон
Кеннеди заявил: «Советское образо-
вание — лучшее в мире. Мы должны
многое из него взять. СССР выиграл
космическую гонку за школьной пар-
той».
Вероятно, нам не нужно больше
побед…
Реформа образования, которая,
собственно, не завершена, проводилась
по принципу «шаг вперёд и два назад».
Взятая за основу Болонская система
реализована частично. Среди прочих
бед — перевод аспирантуры из сферы
научных исследований в образование.
То, что сделано с аспирантурой, нельзя
описать добрыми словами. Болонский
процесс предусматривает 12–13-лет-
нюю среднююшколу, трёхлетний бака-
лавриат, годичную или двухгодичную
магистратуру, двух–трёхлетнюю аспи-
рантуру для получения докторской
степени. А у нас, напомню: четыре года
бакалавриата, два года магистратуры,
три–четыре года аспирантуры и столь-
ко же — докторантуры.
Для того чтобы талантливый
молодой человек защитил канди-
датскую диссертацию, он должен
учиться минимум девять лет. Драго-
ценное время уходит. Но мы умеем
приспосабливаться ко многим бедам,
выдержим и эту, хотя очень хотелось
бы, чтобы с аспирантурой разобра-
лись быстрее.
В последние годы Финансовый
университет абсорбировал в себя не-
сколько десятков российских вузов
финансово-экономической направ-
ленности. Каков эффект консолида-
ции? Эта абсорбция не размыла уро-
вень дипломов? Какие дальнейшие
планы развития Финуниверситета?
Понятно, что уровень подготовки
в вузах, которые мы присоединяли,
был несколько иной, чем у нас. И на
первые два года после этой консолида-
ции некоторые показатели снизились.
Например, те, по которым определя-
ется рейтинг вузов. Мы спустились
на две–три ступеньки, но результаты
уже этого года показывают, что у нас
пошло хорошее продвижение наверх.
Мы заняли 13-е место в рейтинге ву-
зов RAEX. И это очень хороший для
социально-экономического вуза пока-
затель. Хотя бы потому, что за нами —
множество вузов, которые вошли
в программу «5–100», федеральные
и исследовательские университеты,
которые финансируются отдельно
и на развитие которых выделяются
дополнительные бюджетные деньги.
В рейтинге «Интерфакса» мы на
29-м месте, впервые вошли в 150 луч-
ших вузов Европы по показателю под-
готовки специалистов по экономике.
Это говорит о том, что кратковремен-
ный спад (которого не могло не быть)
завершился.
АВГУСТ–СЕНТЯБРЬ 2017
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
53
АНАЛИЗ:
КАДРЫ, КОТОРЫЕ РЕШАЮТ