ДИНАМИКА ОБЪЁМА РОССИЙСКОГО АВТОРЫНКА, % ДИНАМИКА УРОВНЯ ВЫПЛАТ В АВТОКАСКО, %
Однако, по прогнозам экспертов,
в 2017 году этот показатель также вы-
растет.
В-третьих, всплеск спроса стиму-
лировал ответную реакцию локаль-
ных производителей транспортных
средств. В I квартале производство
автомобилей в России выросло на
23%. За январь–май только в Санкт-
Петербурге заводы Nissan, Hyundai,
Toyota нарастили производство на
37%. Растут и продажи отечествен-
ных автомобилей. По итогам первого
полугодия текущего года автопрода-
жи составили 183,7 тысячи единиц,
что на 7,8% больше чем годом ранее.
И наконец, в-четвёртых, боль-
шинство банков разморозили про-
граммы автокредитования — в этом
сегменте ожидается активный рост
по итогам года.
Пока ипотечное кредитование
перешло от роста к стагнации, имен-
но автокредитование может стать
драйвером роста всей банковской
розницы — ведь его доля в автопро-
дажах составляет порядка 45–50%.
Статистика уже подтверждает этот
вывод. Как подсчитало НБКИ, по
итогам I квартала 2017 года объём
автокредитов увеличился на 37,3%
(с 64,4 миллиарда до 87 миллиардов
рублей).
Банки снижают ставки по ав-
токредитам вслед за уменьшением
уровня ставок на рынке и ключе-
вой ставки. В 2016 году ставка по
автокредитам составляла 11–12%,
сейчас — около 10%, и показатель
имеет тенденцию к дальнейшему
снижению. Автокредитование на-
ходится в прямой корреляции с ав-
топродажами. По нашим прогнозам,
в 2017 году эти направления бизнеса
продемонстрируют положительную
динамику. Надо сказать, в автокре-
дитовании просрочка традиционно
находится на невысоком уровне по
сравнению с другими кредитными
розничными направлениями (за ис-
ключением ипотеки). По данным
НБКИ,
уровень
проблемных
автокредитов составляет около 10%
(в то время как по кредитным картам
этот показатель составляет 18% и по
потребительским кредитам — 21%).
Кроме того, рост автопродаж
обеспечит и рост в сегменте авто-
страхования. В I квартале 2017 года
сборы по ОСАГО и АвтоКАСКО ещё
снижались, но по итогам года, по на-
шим оценкам, АвтоКАСКО может
стать одним из растущих сегмен-
тов — именно в связи с активизаци-
ей на автомобильном рынке. ОСАГО
тоже вырастет, однако в этом сег-
менте, помимо снижения сборов,
в последнее время накопилась масса
других проблем (растущая убыточ-
ность, а также давление автоюристов
и мошенников).
Что касается АвтоКАСКО, данное
направление страхового бизнеса явля-
ется сегодня одним из наиболее успеш-
ных. Ещё в I квартале 2015-го для сег-
мента АвтоКАСКО была характерна
высокая убыточность: коэффициент
выплат достиг 87,5%, в I квартале 2016-
го он снизился до 64,9%, а в I квартале
текущего года и вовсе составил 57%.
Можно сказать, что показатель стаби-
лизировался: некоторые эксперты вы-
ражали опасения по поводу демпинга
на рынке, но по итогам всего 2016 года
коэффициент выплат составил 57%,
и таким же остаётся на текущий мо-
мент. Крупные страховщики отказа-
лись от радикального снижения цен.
Кроме того, стали расти продажи про-
дуктов с возможностью экономии по
стоимости полиса — с франшизой,
телематикой и т.д. Сыграла свою роль
и стабилизация комиссионного возна-
граждения на низком уровне — около
20% в среднем по рынку. Таким обра-
зом, компании, развивающие бизнес
по АвтоКАСКО, показали неплохие
результаты и по итогам 2016 года и, по
всей видимости, вырастут в 2017 году.
Прогноз по темпу прироста — плюс
3–5% в 2017 году. Прогноз по уровню
выплат — 57–60%.
После
девальвации
рубля и снижения
доходов сложился
существенный
отложенный спрос
на автомобили,
а транспортный парк
требует
естественного
обновления
Источник:
AEБ.
Источник:
НРА по данным Банка России.
60
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
АВГУСТ–СЕНТЯБРЬ 2017
АНАЛИЗ:
ТЕНДЕНЦИИ